Оглавление
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы..................................... 3
1.1.
Пояснительная записка....................................................................................... 3
1.2.
Цели и задачи программы: ................................................................................. 7
1.3. Планируемые результаты ....................................................................................... 7
1.4. Содержание общеразвивающей программы......................................................... 7
2. Организационно - педагогические условия ......................................................... 10
2.1. Календарно-учебный график................................................................................ 10
2.2. Условия реализации программы .......................................................................... 10
2.3. Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению ........................... 11
Список литературы....................................................................................................... 12
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.
Пояснительная записка
Подготовка к поступлению в школу – серьёзный момент в жизни каждого
ребенка.
Дополнительное образование дошкольников, продиктованное
потребностями родителей и общества, поможет ребёнку обрести эмоциональную,
социальную и волевую зрелость, сформировать мотивацию к обучению, быстрее
адаптироваться к школьной жизни.
Чтение – это сложный навык, которым ребёнок овладевает на определённом
этапе своего жизненного пути. Задача, стоящая перед педагогом: сделать для
ребёнка увлекательную тренировку в технике чтения и привить интерес к книге,
вкус к самостоятельному чтению, способствовать обогащению словарного запаса и
развитию речи. Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то,
что знакомство с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые
обозначаются данным знаком. Знакомство с буквенным знаком окажется
безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком.
Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ
включает в себя, прежде всего, умение сознательно, произвольно выделять звуки в
слове. Для того, чтобы научиться читать, ребёнку нужно сделать два важных
открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть
отношения звука и буквы.
Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне
индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и
целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению
словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, развитию
диалогической речи. Совершенствование навыков речи происходит в играх. Игровая
деятельность становится формой сотрудничества взрослого и ребёнка, делает
занятие доступным и увлекательным. Игры полезны не только для обучения
грамоте, но и для развития памяти, внимания, коммуникативных отношений.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
социально-гуманитарной направленности «Учимся, играя» составлена в
соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования
МАДОУ №2 «Улыбка».
Нормативно-правовыми основаниями для разработки дополнительной
образовательной программы послужили:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ № 273).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295 ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р.
5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления 3 образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок).
9. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября
2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом»».
Актуальность
Главной целью образования на всех его уровнях, начиная с дошкольного,
сегодня признается воспитание активной, творческой личности, готовой к успешной
самореализации, формирование таких качеств личности дошкольника, как
любознательность, активность и самостоятельность, готовность к преодолению
ошибок и неудач, применению новых знаний для решения проблем, поиску решений
в нестандартных ситуациях.
Актуальность дополнительной программы по подготовке к школе
обусловлена необходимостью обеспечить каждому ребенку успешный старт в
школьной жизни, психологически подготовить ребёнка к новым условиям (умение
слушать учителя, работать в коллективе, соблюдать правила), способствовать
развитию коммуникативных навыков – умение общаться со сверстниками, развить
уверенность в себе, что станет залогом его успеха в будущем.
Отличительные особенности
Программа «Учимся, играя» ставит задачи развития познавательной
деятельности. Ведущим методом программы является метод практических заданий,
содержащих эффективные приёмы обучения основам грамоты и чтения
дошкольников. Игровой характер заданий поможет дошкольнику быстрее и лучше
понять сложный для него абстрактный мир звуков и букв.
Новизна
Настоящая программа предназначена для подгрупповых занятий с детьми
старшего дошкольного возраста в детском саду. В процессе её реализации ребёнок
должен овладеть знаниям, умениями и навыками, которые в дальнейшем помогут
ему адаптироваться в школьном коллективе.
Ведущим методом программы является метод практических заданий,
содержащих эффективные приёмы обучения основам грамоты и чтения
дошкольников. Игровой характер заданий поможет дошкольнику быстрее и лучше
понять сложный для него абстрактный мир звуков и букв. Важным условием
реализации
программы
является
психолого-педагогическая
поддержка
обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития
индивидуальных способностей детей. Разработанная программа «Учимся, играя» –
это стремление педагога использовать возможности занимательного материала в
познавательном развитии детей. Используемый дидактический материал понятен и
доступен ребёнку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых
для него условиях обучения.
За основу программы дополнительного образования по социально-гуманитарной
направленности «Учимся, играя» взяты:
Методика и букварь и Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный
Министерством Образования РФ, как пособие по обучению чтению дошкольников.
Пособие «Букварь» сочетает в себе традиционную методику обучения грамоте с
оригинальной логопедической методикой. Это позволяет не просто научить ребёнка
читать, но и предупредить будущие возможные ошибки на письме.
Используемые на занятиях «Логопедические прописи» созданы Олеси Жуковой на
основе «Логопедического Букваря» и являются его логическим продолжением. Эти
прописи выгодно отличаются от традиционных тем, что буквы в них даны не по
алфавиту, а в той последовательности, в которой они появляются в речи ребёнка, что
значительно облегчает освоение письма.
Нейроигры – специально разработанные упражнения, которые способствуют
развитию межполушарного взаимодействия головного мозга. Они помогают
улучшить память, внимание, мышление и координацию движений у детей
дошкольного возраста. За основу взят нейротренажёр автора Светланы
Симоненко с полезными и увлекательными упражнениями для тренировки мозга.
Педагогическая целесообразность программы очевидна. Она направлена на
выявление индивидуальных возможностей ребенка, на развитие его
интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Воспитанники получают не
только основные знания, но и учатся размышлять, у них появляется желания
получать новые знания, то есть мотивация к школьной деятельности.
Принципы построения программы:
Принцип систематичности и последовательности. Организация и
последовательная подача материала (от простого к сложному)
Принцип наглядности. Иллюстрированное (наглядное) изображение
изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и
четких образов и представлений в сознании дошкольников.
Принцип доступности и посильности реализуется в делении изучаемого
материала на этапы и преподнесение его детям последовательными частями,
соответственно возрастным особенностям.
Адресат программы:
Программа рассчитана для дошкольников 5-7 лет. Формирование групп
происходит с согласия воспитанников и их родителей (законных представителей).
Состав группы постоянный. Максимальное количество детей в группе 14. Занятия
проводятся во второй половине дня.
Продолжительность занятия – 30 минут
Общее количество часов в неделю – 2 часа
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Занятия проводятся с 1 сентября 2025 по 29 мая 2026
Объем программы – 36 часов
Программа рассчитана на 38 недель.
Основные формы работы
Форма организации занятий – игровое, практическое. В занимательной игровой
форме дошкольники усваивают такие понятия, как звук, буква, учатся понимать их
различие. В процессе освоения программы используются игры, подготавливающие
слуховое восприятие, внимание, память в работе со звуками речи, упражнения на
развитие межполушарного взаимодействия головного мозга.
1.2.
Цели и задачи программы:
Цель программы:
Подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками
записи известных им звуков, научить читать, не вступая в противоречие с методами
школьного обучения.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с новыми терминами (Звук, гласный, согласный, предложение,
текст);
Учить правильной артикуляции звуков, определять место звука в слове;
Учить слитному чтению слогов, слов, проводить анализ прочитанного
в процессе организации игр и упражнений развивающего характера;
Способствовать обогащению словарного запаса;
Легко ввести ребёнка в письменность.
Развивающие
Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение;
Формировать желание научиться читать;
Воспитательные:
Воспитывать потребность в сотрудничестве, самостоятельность, умению
подчинять свои интересы определенным правилам;
Воспитывать интерес к чтению.
1.3. Планируемые результаты
Ребёнок участвует в совместных играх, активно взаимодействует со взрослыми и
сверстниками;
Выделяет данный звук и определяет его место в словах;
Способен читать текст из 10 предложений;
Понимает содержание прочитанного текста;
Понятно выражает свои мысли и желания.
1.4. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
№
Название раздела
(модуля)
1
2
Вводное
Знакомство со
звуком и буквой
Количество часов
(теория/практика)
теория практика
всего
0,5
0,5
1
8
20
28
Формы
аттестации/контроля
Наблюдение/опрос
Наблюдение, беседа,
выполнение заданий
2
6
8
4
Звуковой анализ
слогов, слов
Чтение
3
13
16
5
6
Письмо
Нейроигры
2
8
10
2
7
9
17,5
54,5
72
3
Всего
Выполнение заданий
Практическая
деятельность
Работа в тетради
Беседа/ практическая
деятельность
Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие 1 час
Теория 0,5 часа
Формирование представления детей об устной и письменной речи, понятиях «звук»,
«буква», «слог», «слово»
Практика 0,5 часа
Беседа, игры.
2. Знакомство со звуком и буквой 28 часов
Теория 8 часов
Учить выделять звук из речи, учить узнавать графическое изображение букв.
Развивать фонематический слух.
Практика 20 часов
Артикуляция звуков. Работа с кассой букв. Игровые упражнения, дидактические и
словесные игры. Чтение стихов о букве, рассматривание картинок на определённую
букву.
3. Звуковой анализ слогов, слов 8 часов
Теория 2 часа
Различать гласные и согласные звуки. Определять звонкие, глухие, твёрдые, мягкие
звуки.
Практика 6 часов
Составление схем к слову. Выполнение заданий (решение ребусов, дидактические
игры)
4. Чтение 16 часов
Теория 3 часа.
Учить слоговому чтению, понимать прочитанное, ориентироваться на странице
книги, правильно произносить звуки.
Практика 13 часов
Чтение
5. Письмо 10 часов
Теория 2 часа
Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, графические навыки, навыки
самоконтроля
Практика 8 часов
Работа в прописях.
6. Нейроигры 9 часов
Теория 2 часа
Синхронизация обоих полушарий мозга, тренировка внимания и памяти,
активизация любознательности, развитие усидчивости Практика 7 часов
Практика 7 часов
Упражнения для тренировки мозга
Ожидаемые результаты
Обучающиеся должны уметь:
Выделять из слов звуки, находить слова с определённым звуком, определять
место звука в слове;
Владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»
2. Организационно - педагогические условия
2.1. Календарно-учебный график
Учебный
год
обучения
20252026
Дата
начала
обучения
Дата
Количество Количество Количество Режим
окончания учебных
занятий в
учебных
занятий
обучения
недель
месяц
часов
2
занятия
01.09.2025 29.05.2026
38
72
36
по 30
мин в
неделю
Режим занятий на 2025-2026 учебный год
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Итого
Количество
занятий в месяц
9
8
7
9
6
8
8
9
8
72
Длительность
одного занятия
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
Итого занятий
4,5 часа
4 часа
3,5 часа
4,5 часа
3 часа
4 часа
4 часа
4,5 часа
4 часа
36 часов
Форма занятия: – игровое, практическое в форме кружковой работы
Форма подведения итогов:
- Открытое мероприятие (декабрь, май);
- Мастер класс для родителей;
- Отзывы родителей о повышении интереса к чтению
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Учебный кабинет МАДОУ №2, оформленный в соответствии с профилем
проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами:
столы и стулья педагога и воспитанников, классная доска, шкафы и стеллажи для
хранения учебной литературы и наглядных пособий, дидактического материала.
Демонстрационный материал:
Мольберт
Крупные буквы
Предметные картинки
Карточки для звукового анализа слов
Фишки: зелёная, синяя, красная
Маркеры
Раздаточный материал:
Буквари
Тетради в клетку
Карточки с заданиями
Карточки для звукового анализа слов на каждого ребёнка
Фишки: зелёная, синяя, красная на каждого ребёнка
Цветные карандаши
Простые карандаши
фламастеры
Кадровое обеспечение:
Реализацию
программы
обеспечивает
воспитатель,
обладающий
профессиональными знаниями в организации и ведении образовательной речевой
деятельности с детьми дошкольного возраста. Стаж работы не менее 1 года.
2.3. Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению
невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.
Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует
ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на
НОД. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без
заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения
невозможно полноценное овладение навыками аналитико – синтетического слияния
звуко – буквенных сочетаний.
На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы
родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они
ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о
необходимости выполнения домашних заданий и постоянного закрепления и
упрочения материала, изученного с педагогом.
Список литературы
1.
Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2010.
2.
Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2018.
3.
Жукова Н.С. Первая после букваря книга для чтения. - М.: Эксмо-пресс,
2009.
4.
Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. - М.:
Эксмо, 2008.
5.
Жукова Н.С. Я говорю правильно. От первых устных уроков к букварю.
- М.: Эксмо, 2009.
6.
Жукова Н.С. Я пишу правильно. От Букваря к умению красиво и
грамотно писать. – М.: Эксмо, 2009.
7.
М.Д.Маханева, Н.А. Гоголева, Л.В. Цыбирова «Обучение грамоте детей
5-7 лет (игры, физминутки)»-М.: ТЦ Сфера, 2010.
8.
М.И.Мирошник, В.А. Самохвалова «Я читаю» (игровой материал) курс
«Подготовка к чтению»-М.: «Легион»,2013.
9.
Пропись для детей 6-7 лет (ч1,2,3) Жукова Н.С.
10. Третьякова Т. А., Суровцева С. Б., Кирьянова О. В. Комплексные занятия
с детьми 6 -7 лет. – Волгоград: Учитель, 2010.