Оглавление Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.................................. 3 1.1. Пояснительная записка ................................................................................... 3 1.2. Цель и задачи программы: ............................................................................. 6 1.3. Планируемые результаты ................................................................................ 7 1.4. Содержание общеразвивающей программы ................................................ 7 2. Организационно-педагогических условий ................................................... 10 2.1. Календарный учебный график ...................................................................... 10 2.2 Условия реализации программы ................................................................... 10 2.3. Форма аттестации/контроля и оценочные материалы ............................... 11 3. Список литературы ........................................................................................... 14 2 Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Данная программа ориентирована на образование у каждого ребёнка творческого потенциала и художественных способностей воспитанников таких возрастных групп как дошкольники, за 1 год обучения соразмерно личной индивидуальности и использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность. Дополнительная образовательная программа художественной направленности «Волшебная кисточка», разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ №2 «Улыбка». Нормативно-правовыми основаниями для разработки дополнительной образовательной программы послужили: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273). 2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.). 4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р). 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН). 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм». 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления 3 образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок). 11. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов». 13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом»». Направленность программы Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по изобразительному искусству «Волшебная кисточка» имеет художественную направленность. Программа учитывает методические рекомендации в работе с детьми старшего и среднего дошкольного возраста и направлена на художественноэстетическое развитие. Актуальность данной программы обусловлена необходимостью художественного воспитания личности ребенка, формирования творчества как способа психологической работы с детьми. Занимаясь рисованием, ребенок развивает творческие способности, эстетическое восприятие, наблюдательность и художественный вкус. Значимость программы предполагает создание психологопедагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями. Художественный нетрадиционный подход пробуждает у детей интерес к искусству, любви, уважение и толерантность к различным народам и культурам. Отличительные особенности Отличительной особенностью программы является новый взгляд на изобразительное искусство. Для детей младшего дошкольного возраста занятия проходят в игровой форме. Для детей старшего дошкольного возраста программа студии разрабатывалась с учетом уже имеющихся знаний и умений, полученных ранее в процессе занятий. Занятия изобразительным 4 искусством совершенствуют органы чувств детей, развивают умение наблюдать, анализировать, учат понимать прекрасное. Это очень важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую детскую психику. Новизна программы заключается в том, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природный и бросовый материал для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. Программа дополнительного образования по художественной направленности, создана на основе программ и методических пособий следующих авторов: Давыдовой Г.Н., Казаковой Р.Г., Кибишевой Г.Б., 3 Лыковой И.А., Шаляпиной И.А., Е.В Свистуновой., опирались на опыт И.А. Лыковой «Цветные ладошки», Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники», Т. Копцевой «Природа и художник». Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребенка. Педагогическая целесообразность программы очевидна, так как воспитанники получают не только дополнительные знания по направлениям изобразительного искусства, но и пробуждается интерес к новой деятельности в процессе обучения. Нетрадиционный подход, к выполнению изображения, дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Адресат программы Программа рассчитана для дошкольников от 5 до 7 лет. Формирование групп происходит с согласия воспитанников и их родителей (законных представителей). Состав группы постоянный. Наиболее оптимальное количество детей в группе – 7 человек, что позволяет педагогу оказать индивидуальный подход к каждому. Занятия проводятся во второй половине дня. Продолжительность занятия – 30 минут Общее количество часов в неделю – 1 час Занятия проводятся 2 раза в неделю. Занятия проводятся с 2 сентября по 30 мая. Объем программы – 36 часов Программа рассчитана на 36 недель. 5 Основные формы работы Форма организации занятия – игровое, практическое. Формы работы логично сменяют и дополняют друг друга. Полученные детьми теоретические знания о изобразительной грамотности, закрепляются ими с помощью дидактических игр и упражнений. 1.2. Цель и задачи программы: Цель программы: создание благоприятных условий для развития художественно-творческих способностей и эмоционально чувствительного мира дошкольников, посредством элементов нетрадиционных техник в изобразительной деятельности. Задачи программы Образовательные: Формировать основы художественной культуры. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, понимать его выразительные средства. Способствовать активизации проявлений эстетического отношения к окружающему миру, поддержке детской индивидуальности в процессе восприятия искусства и собственного художественного творчества. Знакомить с приемами коллажирования, нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов, совершенствуя технику изображения. Формировать умение анализировать созданные изображения. Развивающие: Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций, обращая внимание детей на выразительные средства, сочетание цветов. Развивать творческие способности детей, координацию рук и развитие мелкой моторики. Развитие чувства ритма, меры, уверенности в действиях. Развивать воображение и фантазию. Развивать познавательные процессы. Формировать адекватную самооценку и уверенность в себе. Стабилизировать эмоционально-волевую сферу дошкольников. Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений: неорганизованности, конфликтности, агрессивности, обидчивости. Способствовать расширению эмоционального опыта. Способствовать развитию и совершенствованию моторики рук и тонких движений пальцев. Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности. 6 Воспитывать культуру деятельности, формируя навыки сотрудничества, коммуникативные способности. Воспитывать самостоятельность и активность. Воспитывать положительное эмоциональное отношение к взрослым, сверстникам и самому себе. Способствовать осознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать к размышлению, самоисследованию. 1.3. Планируемые результаты Метапредметные результаты – овладеют умением творческого видения окружающего, умением рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умением организовывать рабочее место, стремлением освоить новые знания и умения. Личностные результаты – сформируется готовность и способность дошкольников к саморазвитию, умению анализировать собственную художественную деятельность, научаться согласованно работать в группе со сверстниками, планировать свою работу, понимать эмоции, разовьют фантазию, воображение, мышление, проявляющиеся в конкретных формах творческой деятельности. Предметные результаты – дети получат знания по разным способам художественной деятельности (набрызг, рисование пальчиком - ладошкой, ватными палочками, бросовым материалом, коктельными трубочками и т.д.), сформируются навыки и умения экспериментировать с материалами в различных нетрадиционных техниках, сформируется художественный вкус. 1.4. Содержание общеразвивающей программы Учебный план № Название раздела(модуля) 1 2 2.1 2.2 2.3 3 3.1 3.2 3.3 4 Вводное занятие Графика Ее величество – Графика Материалы и техника рисунка Граттаж – освоение техники Живопись Кляксография Пластилиновая живопись Монотипия Смешенные техники Выдувание из трубочки + акварель + нити +аппликация Рисование набрызгом + зубная паста + воздушный пластилин 4.1 4.2 Количество часов (теория/практика) 2 (1/1) 10 (3/7) 2 (1/1) 2 (1/1) 6 (1/5) 14 (3/11) 2(1/1) 6 (1/5) 6 (1/5) 8 (1/6) Формы аттестации/контроля опрос, диагностика 4 (1/3) творческая работа 4 (1/3) 7 творческая работа творческая работа 5 Итоговая творческая работа Итого 2 (0/2) творческая работа, выставка 36 (9/27) Содержание учебного (тематического) плана 1. Вводное занятие (2ч) Выявление уровня развития навыками и умениями изобразительной деятельности, художественного восприятия. Практика. Я люблю рисовать… Рисование на предложенную тему изобразительным материалом на выбор. 2. Графика (10 ч) 2.1. Ее величество – Графика (2ч) Теория. Расширить знакомство детей с видом изобразительного искусства – графика. Техника выполнения графических работ. Средства выразительности – линия, пятно, штрих. Практика Упражнения на определение характера линий, разные способы нанесения штрихов простым карандашом, пером + ластик. Птичий двор. 2.2. Материалы и техника рисунка (2ч) Теория. Учить передавать в своих работах замысел, характер линий, развивать наблюдательность и память, умение работать с графическими материалами: восковые карандаши, фломастеры, маркеры. Практика. Упражнения на определение характера линий. Наши меньшие друзья. 2.3. Граттаж – освоение техники (6ч) Теория. Расширить знакомство с техникой граттаж, инструменты и способы исполнения. Практика Цветная заливка бумаги для граттажа. Упражнения, штриховка. Прорисовывание объемных деталей. Огни ночного города. 3. Живопись (14ч) 3.1. Кляксография (2ч) Теория Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования – кляксография. Изучение свойств изобразительного материала гуашь, акварель. Практика. Показать разные способы рисования кляксой, дорисовывание кляксы. Игры: «Что я вижу?», «Брызни кляксу». Несуществующие образы. Выразительность образов. 3.2. Пластилиновая живопись (6ч) Теория Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования – пластилиновая живопись. Свойства пластилина. Теплая цветовая гамма. Практика. Показать разнообразные способы рисования пластилином, Жар-птица. 3.3. Монотипия (6ч) 8 Теория. Расширить знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования – монотипия. Свойства краски. Холодная цветовая палитра. Практика. Показать разнообразные способы рисования монотипией. Прорисовывание и дорисовывание деталей, для придуманного сюжета. Цветы Снежной королевы. 4. Смешенные техники (8ч) 4.1. Выдувание из трубочки + акварель + нити +аппликация (4ч) Теория. Расширить знакомство детей со смешенной техникой. Многообразием техник и приемами, свойствами изобразительного материала и умелое использование в своей работе. Добиваться аккуратности и выразительности образов. Практика. Предложить детям подуть из трубочки на цветные лужицы и посмотреть, что получится; при необходимости дорисовать детали. 4.2. Рисование набрызгом + зубная паста + воздушный пластилин (4ч) Теория. Продолжить знакомство детей со смешенной техникой. Многообразием техник и приемами, свойствами изобразительного материала. Практика. Показать детям картины рассказать о материалах, необходимых для набрызга; показать, как ими правильно пользоваться; выложить шаблоны, и предложить детям поупражняться выполнить набрызг с помощью расчески и зубной щетки, клеевой кисти и расчески. Многослойный набрызг. 5. Итоговая творческая работа (2ч) Практика Свободное экспериментирование с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках Ожидаемые результаты Ожидаемые результаты освоения программы является развитие творческих способностей, которые проявляются в овладении техникой рисования. К концу обучения, по данной программе воспитанники осваивают определенный уровень художественных знаний: • самостоятельно заниматься изобразительной деятельностью; • эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению художественного произведения по тематике, близкой опыту; • последовательно рассматривает предметы - выделяет общие и типичные признаки, некоторые средства выразительности; • правильно использует материалы и инструменты; • владеет техническими и изобразительными умениями, для изображения в разных видах деятельности; • экспериментирует с изобразительными материалами; высказывает предпочтения по отношению к тематике изображения, материалам. 9 2. Организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Учебный год обучения 2024-2025 Дата начала обучения 02.09.2024 Дата окончания обучения 30.05.2025 Количество учебных недель 36 Количество учебных дней 72 Количество Режим учебных занятий часов 36 2 занятия по 30 мин. в неделю Режим занятий на 2024 – 2025 учебный год. Месяц Количество Длительность Итого занятий занятий в месяц одного занятия Сентябрь 8 30 мин 4 часа Октябрь 10 30 мин 5 часов Ноябрь 8 30 мин 4 часа Декабрь 8 30 мин 4 часа Январь 6 30 мин 3 часа Февраль 8 30 мин 4 часа Март 8 30 мин 4 часа Апрель 8 30 мин 4 часов Май 8 30 мин 4 часа Итого 72 36 часов Форма занятия: тематическая совместная деятельность педагога и ребёнка в форме кружковой деятельности. Форма подведения итогов: - проведение выставок детских работ по сезону; - проведение открытого мероприятия (декабрь, май); - проведение мастер-класса с родителями. 2.2 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Учебный кабинет МАДОУ №2, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и воспитанников, компьютер, проектор, классная доска, музыкальный центр, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий. Материалы, инструменты и приспособления: 1. Бумага для рисования в наборе 2. Простые карандаши 3. Цветные карандаши 4. Ластик 5. Трафареты 6. Гуашь цветная 7. Акварель цветная 10 8. Кисти для рисования 9. Картон белый в наборе 10. Картон цветной Кадровое обеспечение: Реализацию программы обеспечивает воспитатель, обладающий профессиональными знаниями в организации и ведении образовательной изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста. Стаж работы не менее 1 года. Методические материалы Наглядно-дидактический материал: - иллюстрации и репродукции художников; - авторские изделия народных промыслов; - плакаты «Дымковская игрушка», «Гжель», «Хохлома», «Городецкая роспись»; - картотеки - дидактических игр, загадок, стихов, музыкальных произведений; - коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; - репродукции картин разных художников; - муляжи для рисования; - серии фотографий и иллюстраций природы; - фотографии и иллюстрации, фигурки животных; - предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.); - таблицы последовательного рисования по темам (в папках); - детские работы как примеры выполнения творческих заданий; - презентации по темам. 2.3. Форма аттестации/контроля и оценочные материалы Выявление уровня развития теоретических знаний, практических умений, навыков и компетенций обучающихся, их соответствия прогнозируемым результатам по программе «Волшебная кисточка» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль: Предварительный контроль – это оценка исходного уровня знаний перед началом образовательного процесса. Формы проведения: тестирование, наблюдение. Тематический контроль – это оценка качества усвоения обучающимися учебного материала каждого раздела; отслеживание активности обучающихся. Формы проведения: практическая самостоятельная работа, наблюдение. Промежуточная аттестация проводится по итогам учебного года и оценивает качество усвоения обучающимися содержания данной программы. Формы проведения: тестирование, проведение итоговой выставки. 11 Диагностирование позволяет сделать необходимую корректировку программы, степень результативности, определить целесообразность применения средств, форм, методов обучения. Тесты: «Рисунок человека», «Волшебные превращения» (игра на воображение). Дидактические игры: «Угадай, что получится?», «Волшебная палитра», «Чего на свете не бывает?», «Цвета вокруг нас», «Теплые и холодные краски», «Симметричные предметы», «Подбери узор». Результаты освоения программы отслеживаются путем диагностирования предусматривается проведение начального и итогового мониторинга развития художественно-творческих способностей детей. Проводится 2 раза в год: в начале учебного года (сентябрь) и конце (май). Основной метод – наблюдение. Обследование проводится в ходе образовательной деятельности. Критерии и показатели сформированности изобразительных умений Критерии • Технические умения • Средства выразительности • Самостоятельность - выполнения Показатели - умение пользоваться разнообразным художественным материалом - умение использовать разнообразные цвета и цветовые сочетания, для отображения объектов; - умение правильно передавать форму, пропорции, расположение частей и окраску предметов - умение внести изменения в образ (творческое решение) - умение самостоятельно выполнять задания Характеристика уровней Высокий - ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные тематические и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности, сформированных практических умений; высказывает эстетические суждения и оценки. В ходе диагностики выделено 15-20 показателей. Средний - ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности. Отдельные средства выразительности и практические умения не сформированы (не выявлены). Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках. В ходе диагностики выявлено 10-15 показателей. Низкий - ребенок не может создать художественный образ. Не владеет основными средствами выразительности и практическими умениями. В ходе диагностики выявлено менее 10 показателей. Все результаты заносятся в диагностическую карту по методике «Диагностика изобразительной деятельности И.А. Лыковой» 12 Диагностическая карта по методике «Диагностика изобразительной деятельности И.А. Лыковой» № п/п Ф. И. ребенка Технические навыки Точность движений н к н 1. 2. 3. 4. Н- начало года; К – конец года к Средства выразительно сти н к 13 Наличие замысла н к Проявление самостоятель ности н к Отношение к рисованию н к 3. Список литературы 1. Литература, используемая педагогом 1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: Владос-Пресс, 2006. 2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.; Академия, 2000. 3. Дубровская Н.В, Приглашение к творчеству. - С.- Пб.: «Детство Пресс», 2004. 4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2005. 128 с. 5. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М; ТЦ «Сфера», 2004 6. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. 176 с. (Дошкольники; учим, развиваем, воспитываем). 7. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. — М: ACT: Астрель, 2005. 8. Копцева Т. Природа и художник. - М.: Сфера, 2000. 9. Корнилова С., Галанов А. «Уроки изобразительного искусства» М., 2005. 10. Лыкова И. А. Цветные ладошки. - М: «Карапуз - Дидактика», 2006. 11. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). / Приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18 ноября 2015 г. 12. Мосин И.Г. «Рисование» - М., 2004. 13. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - СПб.: КАРО, 2007. 14. Ремезова А. А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 5 - 6 лет: Методика. - Школьная Пресса, 2005. 96 с. 15. Смирнова В.Г. Изобразительная деятельность старшихдошкольников. Рекомендации, занятия, дидактические игры,- Волгоград: «Учитель», 2009,270 с. 16. Соломенникова О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5- 7 лет. - Москва, 2001. Литература, рекомендуемая для детей и родителей 1. Никологорская О.С. «Волшебные краски» - М., 2001 2. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2006. 14