Дополнительная программа

Оглавление
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.................................. 3
1.1. Пояснительная записка ................................................................................... 3
1.2. Цель и задачи программы: ............................................................................. 6
1.3. Планируемые результаты ................................................................................ 7
1.4. Содержание общеразвивающей программы ................................................ 7
2. Организационно-педагогических условий ................................................... 10
2.1. Календарный учебный график ...................................................................... 10
2.2 Условия реализации программы ................................................................... 10
2.3. Форма аттестации/контроля и оценочные материалы ............................... 11
3. Список литературы ........................................................................................... 14

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.

Пояснительная записка

Данная программа ориентирована на образование у каждого ребёнка
творческого потенциала и художественных способностей воспитанников
таких возрастных групп как дошкольники, за 1 год обучения соразмерно
личной индивидуальности и использование игровых заданий, что повышает
мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность.
Дополнительная
образовательная
программа
художественной
направленности «Волшебная кисточка», разработана в соответствии с
основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ
№2 «Улыбка».
Нормативно-правовыми основаниями для разработки дополнительной
образовательной программы послужили:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
3.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р.
5.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р).
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
3

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок).
11. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
12. Письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных
предметов».
13. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
14. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом»».
Направленность программы
Программа дополнительного образования для детей дошкольного
возраста по изобразительному искусству «Волшебная кисточка» имеет
художественную направленность.
Программа учитывает методические рекомендации в работе с детьми
старшего и среднего дошкольного возраста и направлена на художественноэстетическое развитие.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью
художественного воспитания личности ребенка, формирования творчества как
способа психологической работы с детьми. Занимаясь рисованием, ребенок
развивает
творческие
способности,
эстетическое
восприятие,
наблюдательность и художественный вкус.
Значимость
программы
предполагает
создание
психологопедагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с
его индивидуальными и возрастными особенностями. Художественный
нетрадиционный подход пробуждает у детей интерес к искусству, любви,
уважение и толерантность к различным народам и культурам.
Отличительные особенности
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на
изобразительное искусство. Для детей младшего дошкольного возраста
занятия проходят в игровой форме. Для детей старшего дошкольного возраста
программа студии разрабатывалась с учетом уже имеющихся знаний и
умений, полученных ранее в процессе занятий. Занятия изобразительным
4

искусством совершенствуют органы чувств детей, развивают умение
наблюдать, анализировать, учат понимать прекрасное. Это очень важно в
настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую детскую
психику.
Новизна программы заключается в том, что она имеет инновационный
характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы
развития детского художественного творчества. Используются самодельные
инструменты, природный и бросовый материал для нетрадиционного
рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество
положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо
знакомых предметов в качестве оригинальных художественных материалов.
Программа дополнительного образования по художественной
направленности, создана на основе программ и методических пособий
следующих авторов: Давыдовой Г.Н., Казаковой Р.Г., Кибишевой Г.Б., 3
Лыковой И.А., Шаляпиной И.А., Е.В Свистуновой., опирались на опыт И.А.
Лыковой «Цветные ладошки», Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми
дошкольного возраста: нетрадиционные техники», Т. Копцевой «Природа и
художник». Содержание программы ориентировано на эмоциональное
благополучие ребенка.
Педагогическая целесообразность программы очевидна, так как
воспитанники получают не только дополнительные знания по направлениям
изобразительного искусства, но и пробуждается интерес к новой деятельности
в процессе обучения. Нетрадиционный подход, к выполнению изображения,
дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую
активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи,
связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает
экспериментировать, творить.
Адресат программы
Программа рассчитана для дошкольников от 5 до 7 лет. Формирование
групп происходит с согласия воспитанников и их родителей (законных
представителей). Состав группы постоянный. Наиболее оптимальное
количество детей в группе – 7 человек, что позволяет педагогу оказать
индивидуальный подход к каждому. Занятия проводятся во второй половине
дня.
Продолжительность занятия – 30 минут
Общее количество часов в неделю – 1 час
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Занятия проводятся с 2 сентября по 30 мая.
Объем программы – 36 часов
Программа рассчитана на 36 недель.

5

Основные формы работы
Форма организации занятия – игровое, практическое. Формы работы
логично сменяют и дополняют друг друга.
Полученные детьми теоретические знания о изобразительной
грамотности, закрепляются ими с помощью дидактических игр и упражнений.
1.2. Цель и задачи программы:
Цель программы: создание благоприятных условий для развития
художественно-творческих способностей и эмоционально чувствительного
мира дошкольников, посредством элементов нетрадиционных техник в
изобразительной деятельности.
Задачи программы
Образовательные:
 Формировать основы художественной культуры. Учить детей видеть
и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы,
произведений классического искусства, понимать его выразительные
средства.
 Способствовать активизации проявлений эстетического отношения к
окружающему миру, поддержке детской индивидуальности в процессе
восприятия искусства и собственного художественного творчества.
 Знакомить с приемами коллажирования, нетрадиционной техники
рисования и способам изображения с использованием различных материалов,
совершенствуя технику изображения.
 Формировать умение анализировать созданные изображения.
Развивающие:
 Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок,
иллюстраций, обращая внимание детей на выразительные средства, сочетание
цветов.
 Развивать творческие способности детей, координацию рук и развитие
мелкой моторики.
 Развитие чувства ритма, меры, уверенности в действиях.
 Развивать воображение и фантазию.
 Развивать познавательные процессы.
 Формировать адекватную самооценку и уверенность в себе.
 Стабилизировать эмоционально-волевую сферу дошкольников.
 Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений:
неорганизованности, конфликтности, агрессивности, обидчивости.
 Способствовать расширению эмоционального опыта.
 Способствовать развитию и совершенствованию моторики рук и
тонких движений пальцев.
Воспитательные:
 Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
6

 Воспитывать культуру деятельности, формируя навыки
сотрудничества, коммуникативные способности.
 Воспитывать самостоятельность и активность.
 Воспитывать положительное эмоциональное отношение к взрослым,
сверстникам и самому себе.
 Способствовать осознанию у детей своих чувств, переживаний,
побуждать к размышлению, самоисследованию.
1.3. Планируемые результаты
Метапредметные результаты
– овладеют умением творческого видения окружающего, умением
рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умением
организовывать рабочее место, стремлением освоить новые знания и умения.
Личностные результаты
– сформируется готовность и способность дошкольников к
саморазвитию, умению анализировать собственную художественную
деятельность, научаться согласованно работать в группе со сверстниками,
планировать свою работу, понимать эмоции, разовьют фантазию,
воображение, мышление, проявляющиеся в конкретных формах творческой
деятельности.
Предметные результаты
– дети получат знания по разным способам художественной
деятельности (набрызг, рисование пальчиком - ладошкой, ватными
палочками, бросовым материалом, коктельными трубочками и т.д.),
сформируются навыки и умения экспериментировать с материалами в
различных нетрадиционных техниках, сформируется художественный вкус.
1.4.

Содержание общеразвивающей программы
Учебный план

№

Название раздела(модуля)

1
2
2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2
3.3
4

Вводное занятие
Графика
Ее величество – Графика
Материалы и техника рисунка
Граттаж – освоение техники
Живопись
Кляксография
Пластилиновая живопись
Монотипия
Смешенные техники
Выдувание из трубочки + акварель
+ нити +аппликация
Рисование набрызгом + зубная
паста + воздушный пластилин

4.1
4.2

Количество часов
(теория/практика)
2 (1/1)
10 (3/7)
2 (1/1)
2 (1/1)
6 (1/5)
14 (3/11)
2(1/1)
6 (1/5)
6 (1/5)
8 (1/6)

Формы
аттестации/контроля
опрос, диагностика

4 (1/3)

творческая работа

4 (1/3)

7

творческая работа

творческая работа

5

Итоговая творческая работа
Итого

2 (0/2)

творческая работа,
выставка

36 (9/27)

Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие (2ч)
Выявление уровня развития навыками и умениями изобразительной
деятельности, художественного восприятия.
Практика. Я люблю рисовать…
Рисование на предложенную тему изобразительным материалом на
выбор.
2. Графика (10 ч)
2.1. Ее величество – Графика (2ч)
Теория. Расширить знакомство детей с видом изобразительного
искусства – графика. Техника выполнения графических работ. Средства
выразительности – линия, пятно, штрих.
Практика Упражнения на определение характера линий, разные способы
нанесения штрихов простым карандашом, пером + ластик. Птичий двор.
2.2. Материалы и техника рисунка (2ч)
Теория. Учить передавать в своих работах замысел, характер линий,
развивать наблюдательность и память, умение работать с графическими
материалами: восковые карандаши, фломастеры, маркеры.
Практика. Упражнения на определение характера линий. Наши меньшие
друзья.
2.3. Граттаж – освоение техники (6ч)
Теория. Расширить знакомство с техникой граттаж, инструменты и
способы исполнения.
Практика Цветная заливка бумаги для граттажа. Упражнения,
штриховка. Прорисовывание объемных деталей. Огни ночного города.
3. Живопись (14ч)
3.1. Кляксография (2ч)
Теория Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования –
кляксография. Изучение свойств изобразительного материала гуашь,
акварель.
Практика. Показать разные способы рисования кляксой, дорисовывание
кляксы. Игры: «Что я вижу?», «Брызни кляксу». Несуществующие образы.
Выразительность образов.
3.2. Пластилиновая живопись (6ч)
Теория Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования –
пластилиновая живопись. Свойства пластилина. Теплая цветовая гамма.
Практика. Показать разнообразные способы рисования пластилином,
Жар-птица.
3.3. Монотипия (6ч)
8

Теория. Расширить знакомство детей с нетрадиционными техниками
рисования – монотипия. Свойства краски. Холодная цветовая палитра.
Практика. Показать разнообразные способы рисования монотипией.
Прорисовывание и дорисовывание деталей, для придуманного сюжета. Цветы
Снежной королевы.
4. Смешенные техники (8ч)
4.1. Выдувание из трубочки + акварель + нити +аппликация (4ч)
Теория. Расширить знакомство детей со смешенной техникой.
Многообразием техник и приемами, свойствами изобразительного материала
и умелое использование в своей работе. Добиваться аккуратности и
выразительности образов.
Практика. Предложить детям подуть из трубочки на цветные лужицы и
посмотреть, что получится; при необходимости дорисовать детали.
4.2. Рисование набрызгом + зубная паста + воздушный пластилин (4ч)
Теория. Продолжить знакомство детей со смешенной техникой.
Многообразием техник и приемами, свойствами изобразительного материала.
Практика. Показать детям картины рассказать о материалах,
необходимых для набрызга; показать, как ими правильно пользоваться;
выложить шаблоны, и предложить детям поупражняться выполнить набрызг с
помощью расчески и зубной щетки, клеевой кисти и расчески. Многослойный
набрызг.
5. Итоговая творческая работа (2ч)
Практика
Свободное
экспериментирование
с
материалами,
необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты освоения программы является развитие
творческих способностей, которые проявляются в овладении техникой
рисования.
К концу обучения, по данной программе воспитанники осваивают
определенный уровень художественных знаний:
• самостоятельно заниматься изобразительной деятельностью;
• эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению
художественного произведения по тематике, близкой опыту;
• последовательно рассматривает предметы - выделяет общие и
типичные признаки, некоторые средства выразительности;
• правильно использует материалы и инструменты;
• владеет
техническими и изобразительными умениями, для
изображения в разных видах деятельности;
• экспериментирует с изобразительными материалами; высказывает
предпочтения по отношению к тематике изображения, материалам.

9

2. Организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Учебный
год
обучения
2024-2025

Дата начала
обучения
02.09.2024

Дата
окончания
обучения
30.05.2025

Количество
учебных
недель
36

Количество
учебных
дней
72

Количество Режим
учебных
занятий
часов
36
2 занятия
по 30
мин. в
неделю

Режим занятий на 2024 – 2025 учебный год.
Месяц

Количество
Длительность
Итого занятий
занятий в месяц
одного занятия
Сентябрь
8
30 мин
4 часа
Октябрь
10
30 мин
5 часов
Ноябрь
8
30 мин
4 часа
Декабрь
8
30 мин
4 часа
Январь
6
30 мин
3 часа
Февраль
8
30 мин
4 часа
Март
8
30 мин
4 часа
Апрель
8
30 мин
4 часов
Май
8
30 мин
4 часа
Итого
72
36 часов
Форма занятия: тематическая совместная деятельность педагога и
ребёнка в форме кружковой деятельности.
Форма подведения итогов:
- проведение выставок детских работ по сезону;
- проведение открытого мероприятия (декабрь, май);
- проведение мастер-класса с родителями.
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Учебный кабинет МАДОУ №2, оформленный в соответствии с
профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с
санитарными нормами: столы и стулья для педагога и воспитанников,
компьютер, проектор, классная доска, музыкальный центр, шкафы и стеллажи
для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
Материалы, инструменты и приспособления:
1. Бумага для рисования в наборе
2. Простые карандаши
3. Цветные карандаши
4. Ластик
5. Трафареты
6. Гуашь цветная
7. Акварель цветная
10

8. Кисти для рисования
9. Картон белый в наборе
10. Картон цветной
Кадровое обеспечение:
Реализацию программы обеспечивает воспитатель, обладающий
профессиональными знаниями в организации и ведении образовательной
изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста. Стаж работы
не менее 1 года.
Методические материалы
Наглядно-дидактический материал:
- иллюстрации и репродукции художников;
- авторские изделия народных промыслов;
- плакаты «Дымковская игрушка», «Гжель», «Хохлома», «Городецкая
роспись»;
- картотеки - дидактических игр, загадок, стихов, музыкальных
произведений;
- коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных
промыслов;
- репродукции картин разных художников;
- муляжи для рисования;
- серии фотографий и иллюстраций природы;
- фотографии и иллюстрации, фигурки животных;
- предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.);
- таблицы последовательного рисования по темам (в папках);
- детские работы как примеры выполнения творческих заданий;
- презентации по темам.
2.3. Форма аттестации/контроля и оценочные материалы
Выявление уровня развития теоретических знаний, практических
умений, навыков и компетенций обучающихся, их соответствия
прогнозируемым результатам по программе «Волшебная кисточка»
проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.
Текущий контроль:
Предварительный контроль – это оценка исходного уровня знаний перед
началом образовательного процесса.
Формы проведения: тестирование, наблюдение.
Тематический контроль – это оценка качества усвоения обучающимися
учебного материала каждого раздела; отслеживание активности
обучающихся.
Формы проведения: практическая самостоятельная работа, наблюдение.
Промежуточная аттестация проводится по итогам учебного года и
оценивает качество усвоения обучающимися содержания данной программы.
Формы проведения: тестирование, проведение итоговой выставки.
11

Диагностирование позволяет сделать необходимую корректировку
программы, степень результативности, определить целесообразность
применения средств, форм, методов обучения.
Тесты: «Рисунок человека», «Волшебные превращения» (игра на
воображение).
Дидактические игры: «Угадай, что получится?», «Волшебная палитра»,
«Чего на свете не бывает?», «Цвета вокруг нас», «Теплые и холодные краски»,
«Симметричные предметы», «Подбери узор».
Результаты
освоения
программы
отслеживаются
путем
диагностирования предусматривается проведение начального и итогового
мониторинга развития художественно-творческих способностей детей.
Проводится 2 раза в год: в начале учебного года (сентябрь) и конце (май).
Основной метод – наблюдение. Обследование проводится в ходе
образовательной деятельности.
Критерии и показатели сформированности изобразительных умений
Критерии
• Технические умения

• Средства выразительности

• Самостоятельность - выполнения

Показатели
- умение пользоваться разнообразным художественным
материалом
- умение использовать разнообразные цвета и цветовые
сочетания, для отображения объектов;
- умение правильно передавать форму, пропорции,
расположение частей и окраску предметов
- умение внести изменения в образ (творческое решение)
- умение самостоятельно выполнять задания

Характеристика уровней
Высокий - ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные
тематические и жанрово-художественные образы на основе развитых средств
выразительности, сформированных практических умений; высказывает
эстетические суждения и оценки.
В ходе диагностики выделено 15-20 показателей.
Средний - ребенок пытается создать художественные образы, используя
разные средства выразительности. Отдельные средства выразительности и
практические умения не сформированы (не выявлены). Иногда испытывает
затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и
оценках.
В ходе диагностики выявлено 10-15 показателей.
Низкий - ребенок не может создать художественный образ. Не владеет
основными средствами выразительности и практическими умениями.
В ходе диагностики выявлено менее 10 показателей.
Все результаты заносятся в диагностическую карту по методике
«Диагностика изобразительной деятельности И.А. Лыковой»

12

Диагностическая карта
по методике «Диагностика изобразительной деятельности И.А. Лыковой»
№ п/п

Ф. И.
ребенка

Технические
навыки

Точность
движений

н
к
н
1.
2.
3.
4.
Н- начало года; К – конец года

к

Средства
выразительно
сти
н
к

13

Наличие
замысла
н

к

Проявление
самостоятель
ности
н
к

Отношение к
рисованию
н

к

3. Список литературы
1. Литература, используемая педагогом
1.
Венгер
А.Л.
Психологические
рисуночные
тесты:
Иллюстрированное руководство. - М.: Владос-Пресс, 2006.
2.
Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной
деятельности. - М.; Академия, 2000.
3.
Дубровская Н.В, Приглашение к творчеству. - С.- Пб.: «Детство
Пресс», 2004.
4.
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста:
Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г.
Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2005. 128 с.
5.
Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми
дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты
занятий. - М; ТЦ «Сфера», 2004
6.
Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников:
Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений,
гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая,
подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. 176 с. (Дошкольники; учим,
развиваем, воспитываем).
7.
Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. — М: ACT: Астрель,
2005.
8.
Копцева Т. Природа и художник. - М.: Сфера, 2000.
9.
Корнилова С., Галанов А. «Уроки изобразительного искусства» М., 2005.
10.
Лыкова И. А. Цветные ладошки. - М: «Карапуз - Дидактика», 2006.
11.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы). / Приложение к письму Министерства образования и науки
Российской Федерации № 09-3242 от 18 ноября 2015 г.
12.
Мосин И.Г. «Рисование» - М., 2004.
13.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском
саду. - СПб.: КАРО, 2007.
14.
Ремезова А. А. Играем с цветом. Формирование представлений о
цвете у дошкольников 5 - 6 лет: Методика. - Школьная Пресса, 2005. 96 с.
15.
Смирнова В.Г. Изобразительная деятельность старшихдошкольников. Рекомендации, занятия, дидактические игры,- Волгоград:
«Учитель», 2009,270 с.
16.
Соломенникова О.
А.
Радость
творчества.
Развитие
художественного творчества детей 5- 7 лет. - Москва, 2001.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей
1.
Никологорская О.С. «Волшебные краски» - М., 2001
2.
Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия
развития, 2006.
14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».