Программа дополнительного образования

1

Оглавление
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ .................................................................................................... 3
Пояснительная записка............................................................................................... 3
1.1.

Актуальность ................................................................................................. 3

1.2. Отличительные особенности программы, новизна .......................................... 6
1.4. Сроки реализации программы, объем учебного времени................................ 9
1.5. Формы и режим занятий ..................................................................................... 9
1.6. Структура занятия.............................................................................................. 10
1.7. Педагогические технологии.............................................................................. 11
1.8. Форма подведения итогов реализации дополнительной
общеобразовательной программы........................................................................... 13
1.9. Цель и задачи программы ................................................................................ 13
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ .......................................................................... 15
2.1. Учебный (тематический) план.......................................................................... 15
2.2. Календарный учебный график ......................................................................... 16
2.3. Перспективный план работы ............................................................................ 17
2.4. Планируемые результаты .................................................................................. 31
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ....................................................................... 32
3.1. Материально-техническое обеспечение .......................................................... 32
3.2. Кадровое обеспечение ....................................................................................... 32
3.3. Методическое обеспечение программы .......................................................... 32

3 4. Формы аттестации (способы проверки результатов освоения программы) 33
Список литературы ................................................................................................... 34
Приложение 1 ............................................................................................................ 35

2

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Звонкий голосок» художественно-эстетической направленности ориентирована на развитие
творческих способностей и воображения посредством пения.
Современная образовательная среда — это условия, в которых каждый
ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и
потребностям. В России уделяется большое внимание развитию эстетического
образования детей и подростков. На это направлена и деятельность дошкольных
учреждений. Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно
голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое
отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат –
необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и
различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с
детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Пение
является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе
изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального
исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор,
познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального
раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и
художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к
творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и
навыками вокального искусства, само реализоваться в творчестве, научиться
голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана
программа вокальной студии «Звонкий голосок».
1.1. Актуальность
Актуальность разработанной программы определяется потребностями
воспитанников, так как раннего возраста дети чувствуют потребность в
эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период
детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать
певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое
способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит
возможность для творческого самовыражения личности через сольное и
ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным
сопровождением.
Также актуальность программы определяется требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее
ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), а
именно:
с п.1.6. ФГОС ДО программа направлена на «обеспечение вариативности и
разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного
3

образования, возможности формирования Программ различной направленности
с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья
детей";
п.2.6. «Содержание программы должно обеспечивать развитие личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности»;
п.2.7. «восприятие и понимание смысла музыкальных произведений,
пение».
А также потребностям и проблемам детей и их родителей или законных
представителей. Так как в последнее время во всем мире наметилась тенденция
к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме
развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса
и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение
представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию
личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к
сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение
является одним из факторов улучшения речи. Для детей занятия в вокальной
студии «Звонкий голосок» — это источник раскрепощения, оптимистического
настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и
гармонизации личности. Программа обеспечивает формирование умений
певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков:
певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции,
ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными
свойствами певческого голоса, слуховые навыки. Со временем пение становится
для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его
дальнейшую жизнь.
Дополнительная общеразвивающая программа «Звонкий голосок» в
соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»,
ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей в
художественно-эстетическом развитии, формировании общей культуры
воспитанников ДОО. В процессе освоения программы воспитанники
приобщаются к познанию окружающего мира, формируется художественный
вкус, чувство прекрасного. Пение является важнейшей основой для развития
«музыкально – слуховых представлений», которые обусловливают развитие всех
музыкальных способностей. Правильное пение с детства успешно развивает и
музыкальный слух, и певческий голос. Голос увеличивается в объеме,
совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой
красочности. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно
выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его
жизненной энергией.
Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа «Звонкий
голосок», составленная с опорой на положения Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования, будет способствовать
интеграции дошкольного и дополнительного образования, как необходимого
условия достижения новых образовательных результатов.
4

Программа «Звонкие голоса» разработана с учетом следующих
нормативных документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 г. № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
Дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»);
5

Приказ Министерства общего и профессионального Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
А также программа разработана на основе программ: «Камертон» Э.П.
Костиной, Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного
возраста «Ладушки» Каплуновой И., Новоскольцевой И., «Ступеньки
музыкального развития» Е.А. Дубровской, «Методика обучения пению детей
дошкольного возраста» Т.М. Орловой и С.И. Бекиной; методике А.Н.
Стрельниковой, Дмитрия Огороднова; педагогической концепции Карла Орфа.
1.2. Отличительные особенности программы, новизна
Отличительная
особенность
данной
дополнительной
общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в
соответствии с современными нормативными правовыми актами и
государственными программными документами по дополнительному
образованию, требованиями новых методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеобразовательных программ и с учетом
задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными
стандартами нового поколения.
Интеграция основного и дополнительного образования при реализации
ФГОС ДО в детском саду.
Отличительная особенность дополнительной общеразвивающей
программы «вокальная студия «Звонкий голосок» состоит в её практической
значимости:
- приглашение детей дошкольного возраста в деятельность по их
заинтересованности к развитию творческого потенциала, формирование его
эстетической культуры, посредством приобщения к вокальному искусству,
поэтическому слову и фольклору;
- она разработана для одаренных детей дошкольного возраста, которые
имеют ярко-выраженные музыкальные способности.
Методическая основа Программы – деятельный подход, т.е. организация
максимально продуктивной творческой деятельности детей.
Новизна программы вокальная студия «Звонкий голосок» представляет
собой синтез разных видов индивидуального педагогического воздействия на
формирование устойчивых умений и навыков у музыкально одаренных
воспитанников детского сада.
После проведенного анализа литературы было определенно, что в
программе «Камертон» Э.П. Костиной реализуется всесторонний целостный
подход к музыкальному развитию ребенка в дошкольном возрасте. Целью
программы является разностороннее и полноценное музыкальное образование
(развитие, воспитание, обучение) детей от рождения до семи лет,
соответствующее их возрастным особенностям. Ядром программы являются
6

задачи овладения ребенком всеми видами детской музыкальной деятельности,
поскольку доказано, что только в процессе овладения деятельностью у ребенка
развиваются его способности, познавательные процессы и личностные
новообразования, т.е. осуществляется полноценное развитие личности ребенка.
В программе «Ступеньки музыкального развития» Е.А. Дубровской
предполагается обязательное взаимодействие педагогов ДОУ и родителей,
педагогическое сотворчество в воспитании и развитии детей. Задачи по
организации музыкальной деятельности детей есть как у музыкально
руководителя, так и у воспитателя, и у родителей.
«Методика обучения пению детей дошкольного возраста» Т.М. Орловой и
С.И. Бекиной ставит своей целью помочь педагогам дошкольных учреждений
понять содержание работы над песней, научить видеть ближнюю и дальнюю
перспективу с учетом последовательности и постепенности усложнения
заданий. Основная часть пособий содержит учебный песенный материал.
Соединив все это воедино и была создана программа.
На основе этой программы в МАДОУ №2 «Улыбка» была создана
вокальная студия «Звонкий голосок», в которой будут заниматься воспитанники
от 5-ти до 7 –лет.
В данных условиях программа вокальной студии — это механизм,
который определяет содержание обучения вокалу дошкольников, методы
работы музыкального руководителя по формированию и развитию вокальных
умений и навыков, приемы воспитания вокалистов.
1.3 Возраст и возрастные особенности
Дошкольный возраст принято считать периодом яркого самовыражения,
проявления творческих возможностей ребенка. У детей этого возраста
достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по
содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. Также, у детей
этого возраста появляется способность активного мышления. Они более
самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их
музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут
самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену
темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное
понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и
длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая
координация.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только
психические, но и физические особенности развития ребенка.
Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое
звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому
форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса,
отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь
не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них
разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он
станет крепким и звонким.
7

Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6ти лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это
позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными
музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон (до – ре). Дети
правильно интонируют мелодию.
Возрастные возможности певческих навыков детей от 5 до 7 лет:
- происходит координация слуха и голоса; музыки и движения;
- певческий диапазон в пределах ре –си, ре – до;
- способен петь более сложные по мелодическим и ритмическим
особенностям песни;
- голос становится более звонким;
- отсутствие отдельных звуков в речи;
- способен следить за певческой интонацией, контролировать и исправлять
неточности своего пения;
- ребенок способен петь на одном дыхания целые фразы и предложения;
- певческая дикция у большинства детей правильная;
- хоровое пение отличается слаженностью голосов по тембру и
динамическим оттенкам.
Планируемый результат
Ребенок умеет:
-проговаривать скороговорки, потешки, прибаутки, слова выученных
песен.
-петь попевки, распевки, песни, интонировать в пределах ре-си.
-самостоятельно исполнять большинство песен, разученных в течение
года.
-исполнять песню напевно, выводить на одном дыхании целые фразы.
-уверенно прохлопать ритм простейших песен.
-импровизировать голосом короткую фразу.
-достаточно эмоционально передать содержание песни.
-выступать в качестве солиста целой песни или отдельной части (куплета).
-достаточно уверенно исполнить песню в дуэте, трио или квартете.
-выступать на сцене с другими участника коллектива.
Система набора в группе зависит от уровня формирования интересов и
мотивации к данному виду деятельности, а также возрастными возможностями
детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей
помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный
материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься пением. Занимаясь
данным видом деятельности, дети получают не только вокальную подготовку,
но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, приобретают
навыки выступления перед зрителями.
В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной
8

группе) и индивидуальная работа (сольное пение). Возрастные особенности
детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных
направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и
организацию певческой деятельности в различных видах коллективного
исполнительства:
 песни хором в унисон
 хоровыми группами (дуэт, трио и т. д.)
 тембровыми подгруппами
 при включении в хор солистов
 пение под фонограмму
Формы
подведения
итогов
реализации
программы,
педагогические наблюдения, концертные выступления.
Форма обучения – очная.

являются

1.4. Сроки реализации программы, объем учебного времени
Курс
предназначен
на
один
год
обучения
в
условиях
общеобразовательного учреждения.
Объём программы – 64 часа:
Продолжительность одного академического часа – 30 мин.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Рекомендуемый минимальный состав группы – от 8 человек до 10 человек.
Из готовых произведений (песен) отбираются лучшие и с ними учащиеся
участвуют в конкурсах разного уровня.
В ходе реализации программы используется традиционная модель. Она
представляет собой линейную последовательность освоения содержания в
течение одного года обучения в одной образовательной организации.
1.5. Формы и режим занятий
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам,
индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые
иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными
пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту,
разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера,
развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт.
Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы
обучения:
– наглядно-слуховой;
9

– наглядно-зрительный;
– репродуктивный;
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация
педагогом академической манеры пения.
Схема занятия:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над
певческим дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
– задание на дом.
Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учетом возрастных особенностей участников
студии. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием
должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная
программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято
танцевальными движениями или актерской игрой.
Концертная программа режиссируется с учетом восприятия ее
слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими
сверстниками – все это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает
чувство гордости за себя.
Творческий отчет проводится один раз в конце учебного года.
1.6. Структура занятия
Занятие включает в себя:
1. Распевание.
Работая над вокально-хоровыми навыками детей, необходимо
предварительно «распевать» воспитанников, а определенных упражнениях.
Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем,
удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам.
Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть
увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является
подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению
вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед
началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и
конечного результата.
2. Пауза.
Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2
минуты (физминутка).
3. Основную часть.
Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание
песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой
10

интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам,
динамическими оттенками.
4. Заключительная часть.
Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его
более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным
артистичным исполнением.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
-знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как
стихотворение, спеть без сопровождения)
-работа над вокальными и хоровыми навыками;
-проверка знаний у детей усвоения песни.
2. Приемы, касающиеся только одного произведения:
-споем песню с полузакрытым ртом;
-слоговое пение («ля», «бом» и др.);
-хорошо выговаривать согласные в конце слова;
-произношение слов шепотом в ритме песни;
-выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
-настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
-задержаться на отдельном звуке и прислушаться как он звучит;
-обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
-использовать элементы дирижирования;
-пение без сопровождения;
-зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
-выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
-образные упражнения;
-вопросы;
-оценка качества исполнение песни.
1.7. Педагогические технологии
Дополнительная общеобразовательная программа «Звонкий голосок»
предусматривает вариативность использования некоторых педагогических
технологий:
•
традиционных
(технология
личностно-ориентированного
и
развивающего обучения, коллективного творчества и др.);
• современных (занятие-импровизация, занятие-путешествие, игры
драматизации, мозговой штурм).
Педагогические технологии, используемые на занятиях представлены в
таблице:
Результат
Технология, метод,
Образовательные
прием
события
1
2
3
Технология
Участие в городских
Способность уверенно
личностноконкурсах,
держаться на сцене. У ребят
11

ориентированного
обучения

культурно-массовых
мероприятиях

Здоровьесберегающие
технологии

Проведение
физкультминуток и
релаксирующих пауз.
Разогревание и
настройка
голосового аппарата
певцов к работе
ЗанятиеРазработка образа,
импровизация,
мимики, интонации,
занятие-путешествие, позы, походки и т.д.
игры драматизации

Мозговой штурм

Технология
коллективного
творчества

Технология
развивающего
обучения
Педагогическая

воспитываются дружеские
взаимоотношения, чувство
коллективизма
Способность управлять своим
самочувствием и заботиться о
своем здоровье.
Развитие вокальных навыков,
достижения качественного и
красивого
звучания в произведениях
Способность переработки и
выражения впечатлений,
знаний, эмоций.
Способность вызывать
больший интерес со стороны
учащихся

Развитие фантазии – Способность совершенствовать
добавление нового
композицию в процессе
слова или строчки
сочинения, а также
для создания версии
выразительно ее повторить
песни, в поиске
слова, подходящего
по ритму к заданной
модели
Обучение
Способность работать в группе,
творческого
научиться видеть и уважать
саморазвития
свой труд и труд своих
личности в
сверстников, давать
коллективе,
адекватную оценку и
выявление наиболее самооценку своей деятельности
эффективных форм
и деятельности других
организации и
разработки
принципов и методов
стимулирования
коллективной
творческой
деятельности
Развитие фантазии,
Способность воплощать свои
фантазии, воображение и
воображения,
творчество в исполнении
интеллекта,
произведения
творчества и
нравственности
Самостоятельный
Способность работать
12

мастерская

поиск знаний,
открытие чего-то
нового.
Создание
зрелищности,
яркости, новизны
элементов занятия, в
сочетании с другими
методическими
приемами

самостоятельно и творчески.
Способность получать более
полное представление о
композиторах, артистах и их
творчестве. Способность
включать образное мышление,
запоминание, сопоставление,
что способствует целостному
восприятию учебного
материала.

1.8. Форма подведения итогов реализации дополнительной
общеобразовательной программы
Форма
фиксации
результатов
реализации
дополнительной
общеобразовательной программы - журнал посещаемости, отчетные концерты
(один раз в год – май), выступления на утренниках ДО, грамоты (при наличии
конкурсов в образовательной среде).
Форма
отслеживания
результатов
усвоения
дополнительной
общеобразовательной программы предполагает:
- индивидуальное наблюдение;
- заполнение диагностических карт.
Формой подведения итогов становятся оценочные материалы.
Параметрами диагностирования по разделу «пение» для детей старшего
дошкольного возраста служат:
1. эмоциональное исполнение песни;
2. придумывание движения для обыгрывания песни;
3. сочинение попевок;
4. проявление желания солировать;
узнавание песни по любому фрагменту.
Субъектный компонент общеобразовательной программы:
- учащиеся (дети 5 - 7 лет);
- родители (взаимодействие работы с родителями).
1.9. Цель и задачи программы
Целью данной программы является развитие творческого потенциала
музыкально одаренного ребенка, формирование его эстетической культуры,
посредством приобщения к вокальному искусству, поэтическому слову и
фольклору.
Основными задачами программы являются:
1.Формирование устойчивого интереса к пению.
2.Обучение выразительному пению.
3.Обучение певческим навыкам.
4.Развитие слуха и голоса детей.
5.Формирование голосового аппарата.
6. Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкальнослуховых представлений, чувства ритма.
7. Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
13

8. Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и

фестивалях детского творчества).
9. Создание комфортного психологического климата, благоприятной
ситуации успеха.
Данная программа позволяет:
- в условиях детского дошкольного учреждения через дополнительное
образование расширить возможности образовательной области «Вокальное
искусство»;
- ориентировать на развитие творческого потенциала и музыкальных
способностей воспитанников разных возрастных групп в вокальной студии за 3
года обучения соразмерно личной индивидуальности;
- включать в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике
А.Н. Стрельниковой;
- использовать речевые игры и упражнения, которые разработаны по
принципу педагогической концепции Карла Орфа (развитие у детей чувство
ритма, формирование дикции, артикуляции, введение в мир динамических
оттенков, знакомство с музыкальными формами);
- использовать игровые задания, что повышает мотивацию детей к
занятиям, развивает их познавательную активность;
- содержание программы вокального кружка «Звонкий голосок» может
стать основой для организации учебно-воспитательного процесса по
индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп
воспитанников, так и отдельно взятых детей;
- для воспитанников с яркими вокальными данными предусмотрена
индивидуальная работа;
- песенный репертуар подобран с учетом природного, народного и
светского календаря; тематических праздников и других мероприятий по
совместному плану воспитательной направленности ДОУ;

14

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание данной программы направлено на духовное развитие детей,
одарённых голосом, интересующихся вокальным пением и имеет
художественно-эстетическую направленность. Реализация задач осуществляется
через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является
сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения,
пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения
под музыку, элементы театрализации.
2.1. Учебный (тематический) план
1 год
Наименование базовых тем
1. Вводное занятие

2. Русские народные песни (с музыкальным сопровождением)

теория

практика

1 ч.

-

-

5 ч.

-

6 ч.

-

12 ч.

-

12 ч.

Распевки.
Упражнения на развитие слуха.
Слушание произведений.
Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание.
Исполнение.
3.Русские народные песни (без музыкального сопровождения)
Распевки.
Упражнения на развитие слуха.
Слушание произведений.
Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание.
Исполнение.
4.Детские эстрадные песни (с фортепианным
сопровождением)
Распевки.
Упражнения на развитие слуха.
Слушание произведений.
Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание.
Исполнение.
5. Детские эстрадные песни (под фонограмму)

Распевки.
Упражнения на развитие слуха.
Слушание произведений.
Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание.
Исполнение.
Участие в конкурсах

15

Песни
из
мультфильмов
(с
фортепианным
сопровождением)
Распевки.
Упражнения на развитие слуха.
Слушание произведений.
Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание.
Исполнение.
Утренники в ДО
7. Песни из мультфильмов (под фонограмму)
Распевки.
Упражнения на развитие слуха.
Слушание произведений.
Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание.
Исполнение.
6.

Итого:

-

12 ч.

-

16 ч.

1 ч.

63 ч.

Всего:

64 ч.

2.2. Календарный учебный график
№
п/п

Основные характеристики образовательного процесса

1

Количество учебных недель

32

Количество учебных дней

64

Количество академических часов в неделю

2

2
3
4
5
6
7
8
9

Количество часов

128

Недель в 1 полугодии

12

Недель во 2 полугодии

20

Начало занятий

16.00-16.30

Каникулы

31 декабря – 10 января

Окончание учебного года

31 мая

16

2.3. Перспективный план работы
Октябрь
Содержание работы
Задачи
Музыкальный материал
«Приветствие»,
1. Коммуникативная игра- Освоение пространства, установление
контактов, психологическая настройка на Модель И. Евдокимовой.
приветствие.
работу.
«Здравствуйте», Картушина.
Развивать певческий голос,
2.Артикуляционная
гимнастика по системе В. способствовать правильному
звукообразованию, охране и укреплению
Емельянова.
здоровья детей.

«Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох;
«Машина» - вибрация губ.
«Самолет» - на звук «У» (протяжно, на
цепном дыхании, повышая и понижая голос).

3.Интонационнофонетические упражнения.

Упражнять в точном интонировании
трезвучий, удерживать интонации на
повторяющихся звуках. Выравнивание
гласных и согласных звуков. Следить за
правильной певческой артикуляцией.

Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной
последовательности.

4.Скороговорки.
Чистоговорки.

Учить детей четко проговаривать текст,
включая в работу артикуляционный
аппарат; проговаривать с разной
интонацией (удивление, повествование,
вопрос, восклицание), темпом (с
ускорением и замедлением, не повышая
голоса), интонацией (обыгрывать образ и
показывать действия). Петь на одном
звуке. (Далее задачи те же).

«Говорил попугай попугаю»,
«Тигры»,
«Вез корабль карамель»,
«Кит-рыба».

17

5. Упражнения для

распевания.

6. Песни.

Упражнять детей в чистом интонировании «Котенок и бабочка»,
поступенного и скачкообразного
«Птичка и Лиса»,
движения мелодии вверх и вниз.
«Машенька и Медведь»,
А. Евтодьевой.
1. Учить детей петь естественным голосом, «Родная песенка», музыка Ю. Чичкова, слова

без напряжения, правильно брать дыхание
между музыкальными фразами и перед
началом пения;
2. Учить детей исполнять песни легким
звуком в подвижном темпе и напевно в
умеренном;
3. Петь естественным звуком,
выразительно, выполнять логические
ударения в музыкальных фразах,
отчётливо пропевать гласные и согласные
в словах.
4. Учить детей исполнять песни акапелла.

Содержание работы
1. Игра-приветствие.

Ноябрь
Задачи
Психологическая настройка на занятие.

18

П. Синявского,
«Вишенки-сережки», С. Преображенская,
«Осень долгожданная», слова и музыка Я.
Жабко,
«Подарил колечко», М. Новик,
«Моя Россия», слова Н. Соловьёвой, музыка
Г. Струве,
«Мы маленькие куколки», Н.Литвиненко,
«Наша Россия прекрасна!», музыка и слова З.
Роот,
«Если добрый ты», музыка Б. Савельева,
слова М. Пляцковского.

Музыкальный материал
Упражнения:
«В гости»,
«Здравствуйте», М. Картушина.

Подготовка голосового аппарата к
дыхательным, звуковым играм, пению.

Упражнения:
«Обезьянки».
«Весёлый язычок».

Способствовать правильному
гимнастика по системе В. звукообразованию, охране и укреплению
здоровья детей.
Емельянова.
2. Артикуляционная

3. Интонационно-

фонетические упражнения.

4. Скороговорки.

Чистоговорки.

5. Упражнения для

распевания.

Упражнять в точном интонировании
Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной
трезвучий, удерживать интонации на
последовательности.
повторяющихся звуках. Выравнивание
гласных и согласных звуков. Формировать
звучание голоса ближе к фальцетному.
Следить за правильной певческой
артикуляцией.
Учить детей чётко проговаривать текст,
включая в работу артикуляционный
аппарат; Проговаривать с разной
интонацией (удивление, повествование,
вопрос, восклицание), темпом (с
ускорением и замедлением, не повышая
голоса), интонацией (обыгрывать образ и
показывать действия). Петь на одном
звуке. (Далее задачи те же).
Расширять диапазон детского голоса.
Учить точно попадать на первый звук.
Слышать и передавать поступенное и
скачкообразное движение мелодии.
Самостоятельно попадать в тонику.
19

Няня мылом мыла Милу…»
«Сорок сорок ели сырок…»
Знакомый материал.

«Фокус-покус»,
«Чудо-лесенка»,
«Храбрый портняжка» А. Евтодьевой

6. Пение.

Содержание работы
1. Коммуникативная играприветствие.

2.Артикуляционная
гимнастика по системе В.
Емельянова.

1. Продолжать учить детей петь
естественным голосом, без напряжения,
правильно брать дыхание между
музыкальными фразами и перед началом
пения;
2. Петь выразительно, передавая динамику
не только куплета к куплету, но и по
музыкальным фразам;
3. Выполнять паузы, точно передавать
ритмический рисунок, делать логические
(смысловые) ударения в соответствии с
текстом песен;
4. Петь лёгким, подвижным звуком,
напевно, широко, с музыкальным
сопровождением и без него.
Декабрь
Задачи
Освоение пространства, установление
контактов, психологическая настройка на
работу.
Развивать певческий голос, способствовать
правильному звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей. Подготовить
речевой аппарат к работе над развитием
голоса.

20

«Наша-бабушка», студия Родники,
«Пестрый колпачок» Г. Струве,
«Чудо-балалайка», З. Роот,
«А я игрушек не замечаю», слова
Графчикова, музыка Е.Лучникова,
«Мама», слова и музыка А. Петрящевой.

Т.

Музыкальный материал
«Приветствие», модель И. Евдокимовой.
«Здравствуйте», Картушина.
«Лошадка» - прищёлкивание, язычок;
«Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох;
«Машина» - вибрация губ.
«Самолёт» - на звук «У» (протяжно, на
цепном дыхании, повышая и понижая голос).
Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной
последовательности

3. Интонационно-

фонетические упражнения.

4. Скороговорки, стихи.

5. Упражнения для

распевания.

Учить детей «рисовать» голосом,
изображать звуковой кластер;
Учить детей соотносить своё пение с
показом рук, добиваясь при этом
осмысленного, эстетичного,
выразительного и разнообразного
музыкального действия. Использовать
карточки для работы руками по извлечению
звука.
Учить детей чётко проговаривать текст,
включая в работу артикуляционный
аппарат; развивать образное мышление,
мимику, эмоциональную отзывчивость.
Учить детей использовать различные
эмоциональные выражения: грустно,
радостно, ласково, удивлённо и т.д.
Закреплять у детей умение чисто
интонировать при поступенном движении
мелодии, удерживать интонацию на одном
повторяющемся звуке; точно интонировать
интервалы. Упражнять в точной передаче
ритмического рисунка мелодии хлопками
во время пения.
1. Побуждать детей к активной вокальной

деятельности.
2. Учить детей петь в унисон, а капелла.
21

«По волнам»,
«Качели»,
«По кочкам».

Проговаривание текста песен, попевок.
«Уточка»,
«На дворе трава».
Знакомый репертуар.

«Храбрый портняжка»,
«Золушка и сестры» А. Евтодьевой,
«Гроза»,
Знакомый репертуар.

«Белые снежинки» слова И. Шефрана,
музыка Г. Гладкова
«Зимняя сказка» сл. А. Усачева, музыка
А. Пинегина,
«Хоровод снежинок», слова В. Волгиной,
музыка А. Филиппенко,

6. Пение.

3. Отрабатывать перенос согласных, тянуть

звук как ниточку.
4. Способствовать развитию у детей
выразительного пения, без напряжения,
плавно, напевно.
5. Развивать у детей умение петь под
фонограмму.
6. Формировать сценическую культуру
(культуру речи и движения).

«Сказка не кончается», музыка
Г. Левкодимова, слова В. Степанова,
«Снежная сказка», музыка и слова
В. Лемит,
«Если снег идет», музыка В. Семенов, слова
Л. Дымова.

Содержание работы
1. Коммуникативная играприветствие.

Январь
Задачи
Музыкальный материал
Освоение
пространства,
установление «Приветствие»
контактов, психологическая настройка на Модель И. Евдокимовой.
«Здравствуйте» Картушина.
работу.

2.Артикуляционная
гимнастика по системе В.
Емельянова.

Подготовить
речевой
аппарат
к Работа с губами: (покусать зубами верхнюю
дыхательным и звуковым играм. Развивать и нижнюю губу). Упражнение «Я обиделся»,
дикцию и артикуляцию.
«Я радуюсь».

3.Интонационнофонопедические
упражнения.

Учит детей ощущать и передавать
интонацию в пении упражнений. Учить
детей «рисовать» голосом, пропевать
ультразвук. Учить детей соотносить своё
пение с показом рук, добиваясь при этом
осмысленного,
эстетичного,
выразительного
и
разнообразного
музыкального действия. Использовать
карточки для работы руками по извлечению
22

«Крик ослика» (Й – а...)
«Крик в лесу» (А – у).
«Крик чайки» (А! А!).
«Кричит ворона» (Кар).
«Скулит щенок» (И-и-и)
«Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно).

звука.
4. Скороговорки.
Стихи.

5.Упражнения для
распевания.
6. Пение

Чтение текста песен.
Знакомый репертуар.

Учить детей чётко проговаривать текст,
включая в работу артикуляционный
аппарат. Формировать слуховое
восприятие. Учить детей использовать
различные эмоциональные выражения:
грустно, радостно, ласково, удивлённо.
Продолжать работу над развитием голоса
детей.
Петь плавно, добиваясь чистоты звучания
каждого интервала
1. Продолжать учить детей петь
естественным голосом, без напряжения,
правильно брать дыхание между
музыкальными фразами и перед началом
пения;
2. Совершенствовать умение вовремя
начинать пение после музыкального
вступления, точно попадая на первый звук;
4. Чисто интонировать в заданном
диапазоне;
5. Закреплять навыки хорового и
индивидуального пения с музыкальным
сопровождением и без него.
6. Совершенствовать исполнительское
мастерство.
7. Учить детей работать с микрофоном.
23

«Волк и красная шапочка»,
«По щучьему веленью», А. Евтодьевой.

«Зима», слова и музыка М. Сидоровой,
«Кабы не было зимы», музыка
Е. Крылатова, слова Ю. Энтина,
«Лучше папы друга нет», музыка
Е. Савельева, слова М. Пляцковского,
«В мире много сказок», музыка
В. Шаинского

Содержание работы

Февраль
Задачи

1. Коммуникативная игра- Освоение пространства, установление
контактов, психологическая настройка на
приветствие.
работу.
2.Артикуляционная
гимнастика по системе В.
Емельянова.

3.Интонационнофонопедические
упражнения.

4.Скороговорки.
Чистоговорки.

Музыкальный материал
«Приветствие»
Модель И. Евдокимовой.
«Здравствуйте» Картушина.

Развивать певческий голос, способствовать Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох;
правильному звукообразованию, охране и «Машина» - вибрация губ.
укреплению здоровья детей.
«Самолёт» - на звук «У» (протяжно, на
цепном дыхании, повышая и понижая голос)
«Самолёты»,
Учить детей выполнять голосом глиссандо «Самолёт летит» М. Картушиной.
снизу-вверх и сверху вниз с показом «Мороз» (по методу Емельянова)
движения рукой. Исполнять в среднем и
низком регистрах.
Учить детей долго тянуть звук –У - меняя
при этом силу звучания. Развивать
ритмический слух.
«Вёз корабль камень»,
Учить детей чётко проговаривать текст,
«Ди-ги, ди-ги дай»
включая в работу артикуляционный аппарат; «Петя шёл»
Проговаривать с разной интонацией
«Думал – думал»
(удивление, повествование, вопрос,
восклицание), темпом (с ускорением и
замедлением, не повышая голоса),
интонацией (обыгрывать образ и показывать
«Три медведя» А. Евтодьевой,
действия).
24

5. Упражнения для
распевания.
6. Песни.

Содержание работы
1. Игра-приветствие.

2.Артикуляционная
гимнастика по системе В.
Емельянова.

Упражнять детей во взятии глубокого Знакомые распевки.
дыхания.
Развивать
артикуляцию,
прикрытый звук.
«Песенка о капитане», музыка
1. Уточнить умение детей вовремя вступать И. Дунаевский, слова В. Лебедев-Кумач,
после музыкального вступления, точно «Про папу», слова М. Танича, музыка В.
попадая на первый звук;
Шаинского,
2.Чисто интонировать в заданном диапазоне. «Солдатушки -бравы ребятушки», русская
3.Совершенствовать умение детей петь с народная солдатская песня,
динамическими оттенками, не форсируя звук «Где березоньки мои шумят», слова и музыка
при усилении звучания.
Арины Чугайкиной.
4.
Развивать
вокальный
слух, «Будущий солдат», музыка и слова
исполнительское
мастерство,
навыки Д. Трубачев, В. Трубачева.
эмоциональной выразительности.
«Идет солдат по городу», музыка В.
5.Учить детей работать с микрофоном.
Шаинский, слова М. Танича
«Оранжевая песенка», музыка
К. Певзнера, слова А.Арканова и Г.Горина.
Март
Задачи
Психологическая настройка на занятие.

Музыкальный материал
Упражнение:
«В гости».
«Здравствуйте», Картушина.

Подготовка
голосового
аппарата
к
дыхательным, звуковым играм, пению. Упражнения:
Способствовать
правильному «Обезьянки».
звукообразованию, охране и укреплению
«Весёлый язычок».
здоровья детей.
25

3. Интонационно-

фонопедические
упражнения.
4. Чистоговорки.

Формировать звучание голоса в разных
регистрах, показывая высоту звука рукой.
Следить
за
правильной
певческой Знакомый репертуар.
«Лягушка и кукушка»
артикуляцией.
Учить детей чётко проговаривать текст,
включая в работу артикуляционный аппарат;
проговаривать
с
разной
интонацией
(удивление,
повествование,
вопрос,
восклицание), темпом (с ускорением и
замедлением,
не
повышая
голоса),
интонацией (обыгрывать образ и показывать
действия). Петь на одном звуке.

«Няня мылом мыла Милу…»
«Сорок сорок ели сырок…»
«Шла Саша…»
Знакомый материал.

5. Упражнения для
распевания.

Расширять диапазон детского голоса. Учить
детей точно попадать на первый звук.
Самостоятельно
попадать
в
тонику.
Развивать
«цепное»
дыхание,
уметь «Теремок», Л. Олифировой,
интонировать на одном звуке.
«Вот такая чепуха», И. Рыбкиной.
Учить связывать звуки в «легато».

6. Пение.

1. Побуждать детей к активной вокальной

деятельности.
2. Закреплять умение петь в унисон, а
капелла,
пропевать
звуки,
используя
движения рук.
3. Отрабатывать перенос согласных, тянуть
звук как ниточку.
4. Способствовать развитию
у
детей
26

«Солнечная капель», музыка и слова
Вохрушева, Соснина,
«Сегодня мамин праздник», слова
Т. Волгиной, музыка А. Филиппенко,
«Мамина песенка», М. Пляцковский,

выразительного пения, без напряжения,
плавно, напевно.
5. Продолжать развивать умение у детей петь
под фонограмму и с микрофоном.
6. Формировать сценическую культуру
(культуру речи и движения).

«Самая счастливая», слова
К. Ибряев, музыка Ю. Чичков,
«Мой подарок маме», слова и музыка
С. Булдакова,
«Из чего же, из чего же», слова
Я. Халецкого, музыка Ю. Чичкова.

Апрель
Содержание работы
Задачи
Музыкальный материал
пространства,
установление «Приветствие», модель И. Евдокимовой.
1. Коммуникативная игра- Освоение
контактов, психологическая настройка на 2. «Здравствуйте»,Картушина.
приветствие.
работу.
2.Артикуляционная
гимнастика по системе В.
Емельянова.

Развивать певческий голос, способствовать
правильному звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей. Подготовить
речевой аппарат к работе над развитием
голоса.

«Лошадка» - прищёлкивание, язычок;
«Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох;
«Машина» - вибрация губ.
«Самолёт» - на звук «У» (протяжно, на
цепном дыхании, повышая и понижая голос).

3.Интонационнофонетические
упражнения.

Формировать более прочный навык дыхания,
укреплять
дыхательные
мышцы,
способствовать появлению ощущения опоры
на дыхании, тренировать артикуляционный
аппарат.

Проговаривание текста песен, попевок.
«Уточка»,
«На дворе трава».
Знакомый репертуар.

4.Скороговорки, стихи.

Учить детей чётко проговаривать текст, «Я хороший»,
включая в работу артикуляционный аппарат; «Да и нет». В.Н. Петрушина.
Развивать образное мышление, мимику,
эмоциональную отзывчивость. Формировать
27

5. Упражнения для
распевания.

6. Пение.

слуховое
восприятие.
Учить
детей
использовать различные эмоциональные
выражения: грустно, радостно, ласково,
удивлённо и т.д.
Добиваться
более
лёгкого
звучания; «Стрекоза и рыбка»,
«Кот и петух», А. Евтодьевой
развивать подвижность голоса.
Удерживать
интонацию
на
одном
повторяющемся звуке; точно интонировать
интервалы. Упражнять в точной передаче
ритмического рисунка мелодии хлопками во
время пения.
Повысить жизненный тонус, настроение
детей, уметь раскрепощаться.
1. Продолжать

учить
детей
петь
естественным голосом, без напряжения,
правильно
брать
дыхание
между
музыкальными фразами, и перед началом
пения.
2. Чисто интонировать в заданном диапазоне.
Закреплять
навыки
хорового
и
индивидуального выразительного пения.
3. Формировать сценическую культуру.
Продолжать обучать детей работать с
микрофоном.

28

«Отмените войну», Т. Ветрова,
«Прадедушка», музыка А. Ермолов, слова М.
Загота,
«День Победы», музыка и слова
Е. Курячий,
«С дедом на парад», музыка и слова
Л. Олифировой,
«Мой дедушка – герой», слова Аркадия
Вайнера, музыка Натальи Вайнер,
«На горе-то калина» русская народная песня,
обработка Ю. Чичкова.

Май
Содержание работы
Задачи
Музыкальный материал
пространства,
установление «Приветствие», модель И. Евдокимовой.
1. Коммуникативная игра- Освоение
контактов, психологическая настройка на «Здравствуйте» Картушина.
приветствие.
работу.
2.Артикуляционная
гимнастика по системе В.
Емельянова.

Закреплять работу по развитию певческого «Прогулка» М. Лазарев.
голоса,
способствовать
правильному
звукообразованию, охране и укреплению
здоровья детей. Подготовить
речевой
аппарат к работе над развитием голоса.

3.Интонационнофонетические
упражнения.

Закреплять умение выстраивать голосом Проговаривание текста песен, попевок.
звуковую линию;
Знакомый репертуар.
Закреплять умение детей соотносить своё
пение с показом рук, добиваясь при этом
осмысленного, эстетичного, выразительного
и разнообразного музыкального действия.
Использовать карточки для работы руками
по извлечению звука.

4.Скороговорки, стихи.

Закреплять
умение
детей
чётко «Только смеяться»,
проговаривать текст, включая в работу «Я хороший»,
артикуляционный
аппарат;
развивать Знакомый репертуар.
образное
мышление,
мимику,
эмоциональную
отзывчивость.
Использовать различные эмоциональные
выражения: грустно, радостно, ласково,
удивлённо и. т.д.
29

5. Упражнения для

распевания.

6. Пение.

Повысить жизненный тонус, настроение
детей, эмоциональное благополучие, уметь
раскрепощаться. Закреплять вокальные
навыки детей.

«Стрекоза и рыбка»,
«Кот и петух», А. Евтодьевой

Совершенствовать вокальные навыки:
1. Петь естественным звуком без
напряжения;
2. Чисто интонировать в удобном
диапазоне;
3. Петь акапелла, под аккомпанемент, под
фонограмму;
4. Слышать и оценивать правильное и
неправильное пение;
5. Самостоятельно попадать в тонику;
6. Самостоятельно использовать навыки
исполнительского мастерства,
сценической культуры.

«До свиданья, детский сад», музыка и слова Е.
Шаламовой,
«Мы жили очень дружно», слова
П. Кагановой, музыка С. Вольфензона
«Школа нас ждет», музыка
С. Стемпневского, слова В. Степанова,
«Детский сад-волшебная страна», слова и
музыка О. Шапоренко.
«Детский садик», музыка А.Ермолов,
«Спасибо вам, родные, за заботу», слова и
музыка М. Сидоровой.

30

2.4. Планируемые результаты
В ходе освоения программы воспитанники:
- умеют импровизировать;
- владеют навыками передачи эмоционально-образного содержания песни;
Результаты по окончанию курса обучения:
Воспитанники будут уметь:
- петь интонационно чисто, правильно передавая мелодию и ритм песен,
уметь пользоваться дыханием;
- самостоятельно используя элементы инсценирования, согласовывать
движения с текстом;
- петь открытым звуком с чёткой артикуляцией;
- уметь творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и
взрослыми.

31

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение соответствует возрастным
возможностям детей и содержанию дополнительной образовательной
программы.
В музыкальном зале имеются:
1. Медиатехника.
2. Фортепиано.
3. Музыкальный центр, компьютер.
4. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
5. Зеркало.
6. Нотный материал, подборка репертуара.
7. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты
из бросового материала).
8. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
3.2. Кадровое обеспечение

Педагог, организующий образовательный процесс по данной программе
должен иметь педагогическое образование.
3.3. Методическое обеспечение программы
Материалы, оборудование









Учебно – наглядные пособия

Детские музыкальные инструменты:
ложки, трещотки, бубны, колотушки,
барабаны,
погремушки,
дудочки,
свистульки, саксафон, труба, румбы,
колокольчики, тарелки, молоточки,
треугольник, металлофоны, флейты и
др.
Набор самодельных инструментов для
шумового оркестра;
Материал для создания игровой
ситуации: мягкие игрушки, куклы,
зайки, кошка и котёнок, петушок,
лисичка, собака и щенок, медведь,
птичка, матрёшки, неваляшки и т.д.
Театры: би-ба-бо, театр на фланели,
театр картинок, деревянные театры,
пальчиковые, театр ложек, лоскутный
театр, теневой театр, театр масок и т.д.
Домик, плетень, печь расписная,
колодец расписной, деревья осенние и
весенние, ёлочки, яблоня с яблочками,
грибочки, ягодки, морковь.
 Деревенская
утварь: кочерга,

 Музыкально-дидактические игры;
 Портреты композиторов;
 иллюстрации теме «Времена года»;
 Графическое пособие «Эмоции»
 Альбомы для рассматривания:
«Симфонический оркестр», «народные
инструменты», «Расскажите детям о
музыкальных инструментах», (карточки, на
которых изображены лица с различными
эмоциональными
настроениями)
для
определения характера мелодии при
слушании произведений;
 Музыкальные лесенки (трёх-, пяти- и
семиступенчатые – озвученные);

32






Фланелеграф и магнитная доска;
Ленточки, цветные платочки, яркие
султанчики и т.п. (атрибуты к
танцевальным
импровизациям
по
сезону – листики, снежинки, цветы и
т.д.);
Ширма большая, настольная и т.д.;

расписные
чугунки,
ложки Атрибуты к подвижным играм.
деревянные
разного
размера,
плошки, чашки разного размера.


Детские фольклорные костюмы,
кокошники, фуражки и т.д.

3.4. Формы аттестации (способы проверки результатов освоения

программы)
Диагностирование осуществляется в 2 этапа: начало (сентябрь) и конец
учебного года (промежуточная диагностика - по необходимости). В процессе
исследования проверяются: музыкальный слух, память, чувство ритма.
Параметрами диагностирования по разделу «пение» для детей старшего
дошкольного возраста служат:
1.
эмоциональное исполнение песни;
2.
придумывание движения для обыгрывания песни;
3.
сочинение попевок;
4.
проявление желания солировать;
5.
узнавание песни по любому фрагменту.
Полученные результаты сравниваются с исходными, согласно
приложению 2.
По результатам диагностики, делается вывод: использование системы
специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа с детьми
позволяет добиться положительных результатов в развитии певческих
навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Журнал посещаемости, отчетные концерты (один раз в год – май),
выступления на утренниках ДО, грамоты (при наличии конкурсов в
образовательной среде).
Формы
предъявления
и
демонстрации
образовательных
результатов:
Отчетные концерты (один раз в год – май), выступления на утренниках ДО,
грамоты (при наличии конкурсов в образовательной среде).

33

Список литературы
1. Арсеневская О.Н. Система музыкально – оздоровительной работы в
детском саду: занятия, игры, упражнения/ авт.-сост. - Волгоград: Учитель,
2011.
2.Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: «Лексис», 2005 г. – 48 с.
3. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: «ГНОМПРЕСС», 2000 г. - 33 с.
4. Дубровская Е.А. "Ступеньки музыкального развития" М.,
"Просвещение", 2006. – 112 с.
5.Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному
воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», СПб, 2010.
6. Каплунова И., Новоскольцева И. Весёлые нотки. - Санкт – Петербург
«Невская нота», 2011 г. – 121 с.
7. Каплунова И., Новоскольцева И. Как у наших у ворот. – Санкт –
Петербург: «Композитор», 2003 г.
8. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник шаров. – Санкт –
Петербург: «Невская нота», 2011 г. – 106 с.
9. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному
воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». – Санкт-Петербург
«Невская нота», 2010 г. – 45 с.
10. Каплунова И., Новоскольцева И. Рождественские сказки. - СанктПетербург «Невская нота», 2012 г. – 45 с.
11. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. «Композитор», 2005 г. – 73 с.
12. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.:
Издательство «Скрипторий», 2010 г. – 213 с.
13.Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению.
–
«Музыкальная палитра», С-Пб, 2008.
14. Костина Э. П. Камертон: Программа муз. образования детей раннего
и дошкольного возраста/ Э.П. Костина. — М.: Просвещение, 2004. — 223 с.
15. Кудряшов А. Песни для детей //Настольная книга музыкального
руководителя / вып. №7. – Ростов-на-Дону «Феникс». 2012 г.- 93 с.
16. Мовшович А. Песенка по лесенке. - М.: «ГНОМ», 2000 г. – 64 с.
17. Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь. – М.: Просвещение,
1986
18. Шейн В.А. Гамма. Сценарии музыкально - развивающих игр по
обучению детей дошкольного возраста музыкальной грамоте. М. ГНОМ и Д,
2002г.

34

Приложение 1
Диагностика уровня развития певческих умений
№ п/п Показатели (знания, умения, навыки) Оценка/б
0
1.

Эмоциональное исполнение песни

2.

Придумывание движения для
обыгрывания песни
Сочинение попевок
Проявление желания солировать
Узнавание песни по любому

3.
4.
5.

0 - не справляется с заданием
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно

35

н

с

в


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».