обеспечивающих ее успех в данной профессиональной деятельности. Профессиональное мастерство – необходимый компонент профессионального акме личности. Профессиональное мастерство выражается в стабильном достижении высокой производительности труда, в получении продукта труда, соответствующего требованиям профессии и социума. Профессиональное мастерство означает усвоение работником высоких стандартов профессии, воспроизведение на оптимальном уровне ранее созданных и накопленных в профессии рекомендаций, разработок, инструкций. Профессиональное мастерство – важное условие подготовки человека к профессиональному творчеству как созданию новых эталонов, задач и способов деятельности в профессии. Педагогические кадры должны быть квалифицированными, сейчас педагоги должны иметь профессиональное образование. Проходить курсы повышения квалификации раз в три года, повышать профессиональное мастерство, участвуя в конкурсах. Какими качествами, компетентностями должен обладать современный педагог в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и профессиональный стандарт педагога, регламентирующие деятельность педагогов ДОУ? В связи с этим в современной практике дошкольного образования необходима подготовка воспитателя ДОУ, способного организовать «зону ближайшего развития» ребенка, учитывать в общении с ребенком особенности детского развития, обладающего профессиональной критичностью, владеющего компетенциями в отношении обоснования выбора программ, технологий, форм и способов взаимодействия с разными категориями детей от младенчества до школы, с учетом их интересов, особенностей, что должно являться особой задачей и направлением переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Современный этап внедрения стандарта дошкольного образования предполагает иной подход к системе воспитания и обучения дошкольников, а соответственно достичь положительных результатов можно только совершенствуя профессиональные качества педагога. В стандарте дошкольного образования немаловажную роль занимают требования, предъявляемые к профессионализму педагога. Стандарт требует новых форм работы от воспитателей. Обратимся к «Профессиональному стандарту педагога», в котором выделены важные качества педагогов дошкольного образования. Проанализировав эти важные документы, мы выделяем следующие требования, предъявляемые к педагогу. Профессионально важные качества педагога (воспитателя) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Профессиональная компетентность: Знания - (общий кругозор, методика, предмет, педагогика, психология) Умения: Профессиональный стандарт педагога Педагог должен знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми Знать возрастные особенности; Адаптационные (подбирать способы работы Уметь организовывать ведущие в адекватные возрасту, стиль общения, создавать дошкольном возрасте виды деятельности положительную атмосферу, создавать наглядность, Организовывать совместную и использовать технические средства) самостоятельную деятельность Коммуникативные (способ общения с детьми, дошкольников. анализ поступков детей, создавать атмосферу Владеть теорией и методикой развития успеха, владение ораторским искусством, соблюдать детей дошкольного возраста. субординацию) Уметь планировать, реализовывать и Организаторские (организовать индивидуальную и анализировать образовательную работу с групповую работу, организовать коллективное детьми раннего и дошкольного возраста в общение, учить детей взаимодействовать друг с соответствии с ФГОС дошкольного другом, рационально сочетать разные формы образования (ФГТ). деятельности, распределять задания по Уметь планировать и корректировать способностям) образовательные задачи вместе с узкими Гностические (анализировать свою деятельность и специалистами по результатам своих коллег, адекватно воспринимать новшества и мониторинга с целью последующей внедрять их, участвовать в исследованиях, вести корректировки. работу по самообразованию и Реализовывать педагогические самосовершенствованию) рекомендации узких специалистов в Перцептивные (умение найти подход и внимание работе с детьми. всем детям и проводить индивидуальную работу, Участвовать в создании психологически видеть межличностные отношения, адекватно комфортной и безопасной оценивать способности воспитанников) образовательной среды, обеспечивая Проектировочные (планировать занятие в безопасность жизни детей, сохранение и соответствии возрасту и особенностям развития укрепление их здоровья, поддерживая дошкольника, подбирать материал по возрасту, эмоциональное благополучие ребенка в анализировать пособия, применять период пребывания в образовательной здоровьесберегающие технологии) организации. Гибкость Владеть методами и средствами анализа Мобильность психолого-педагогического мониторинга, Стрессоустойчивость позволяющего оценить результаты Личностные качества (интеллектуальные, трудовые, освоения детьми образовательных эстетические, педагогический такт, гуманность, программ. нравственность) Владеть методами и средствами Темперамент психолого-педагогического просвещения Ценностные ориентации родителей для решения образовательных Профессиональная культура педагога задач. Профессиональное самосознание Владеть ИКТ-компетенциями. Стандарт дошкольного образования и профессиональный стандарт педагога предъявляют важные требования к профессионализму педагога, в частности воспитателя. Регламентируют идентичные компетенции, предъявляемые к педагогу, а именно личные и профессиональные. В стандарте педагога предъявляются наиболее четкие требования в большей степени направленные на профессиональные качества педагога. Такие как знание теории и методики дошкольного воспитания и образования, владение мониторингом с целью освоения образовательной программы детьми, создание благоприятной и безопасной атмосферы для детей, взаимодействие с узкими специалистами и реализация коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями, особое значение отводится работе с родителями. В профессиональном стандарте педагога представлены требования к педагогу дошкольного образования (воспитателю), отражающие специфику его работы на дошкольном уровне образования. К педагогу дошкольного образования по профессиональному стандарту педагога предъявляются следующие требования, рассмотрим подробнее: Трудовые действия: Участие: Организация образовательно-воспитательного процесса: Необходимые умения: Необходимые знания: Перечень требований: трудовых действий, организации образовательно-воспитательного процесса, умения и знания, личные и профессиональные качества воспитателя, выделенные из профессионального стандарта педагога и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования были положены в основу обновленного проекта программы повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ. Цель – создание гибкой, эффективной системы повышения профессионального мастерства педагогов МАДОУ № 2. Сегодня решение многих задач образования возможно лишь на основе совершенствования мастерства педагогов. Профессиональное мастерство педагогов является ведущим критерием оценки их деятельности при этом уровень знаний и умений воспитанников – является из основных показателей профессионализма сотрудников ДОУ. Современный педагог должен иметь оригинальный стиль деятельности, область рядом определенных качеств. Что же входит в понятие «педагогическое мастерство»? Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. С технологической точки зрения педагогическое мастерство – это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, компетентность. В профессиональной деятельности педагог опирается на потенциальные возможности своей личности, а совершенствование общей культуры позволяет ему развивать творчество и педагогическое мастерство. В современных условиях педагог – это, прежде всего исследователь, обладающий такими качествами, как педагогического педагогическая научное психолого-педагогическое мастерства, интуиция, определенная критический мышление, исследовательская анализ, высокий смелость, потребность в уровень развитая профессиональном самовоспитании и разумном использовании передового педагогического опыта, то есть обладающий сформированным потенциалом. Инновационный потенциал педагога – совокупность социокультурных и творческих характеристик его личности, готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов. Сюда же включаются желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании. Способность к взаимодействию и сотрудничеству также является проявлением высокого профессионального мастерства, результатом постоянного совершенствования профессиональной деятельности педагога, в процесс взаимодействия обусловлено духовным миром личности, её самобытностью, способностью человека быть самим собой. Взаимодействие предполагает развитую потребность в самопознании, самоанализе, самосовершенствовании. Для этого каждому педагогу предлагается иметь портфолио (с англ. «рortfolio» - портфель, папка). Он позволяет более полно и убедительно отследить показатели профессионального роста и творческой активности педагога в течение длительного срока его профессиональной деятельности. Функции портфолио: статистическая, накопительная, практическая. Цель создания портфолио – раскрытие творческого роста педагога, предоставление результатов своего труда для определения стимулирующего фактора со стороны администрации образовательного учреждения, управления образования, использование данных материалов для аттестации. Портфолио представляет собой: 1. Карта педагога, где отражены данные воспитателя об образовании, КПК, стаже работы. Прикладываются копии документов. 2. «План-график индивидуальной работы», то есть работа по совершенствованию педагогического мастерства из года в год (указываются участие в конкурсах, получение различных сертификатов и наград любого уровня и другое – можно приложить копии). 3. Также в портфолио фиксируются все наблюдения за воспитательно-образовательным процессом, накопленные за определенный период. В карте отмечаются любые наблюдения за процессом работы конкретного педагога. Это анкетирование, результаты педагогической диагностики, самоанализа, самоконтроля, любая жалоба или благодарность со стороны сотрудников или родителей, результаты проведения открытых просмотров для города, района или своего педагогического коллектива и родителей, участие педагога в общественной жизни коллектива и так далее. Таким образом, портфолио является как бы аккумулятором роста педагога на протяжении всех лет работы в данном учреждении, в ней отражается динамика его профессионального роста. Цель – повышение профессионального уровня педагогов, качества воспитательно- образовательной деятельности. «Школа начинающего педагога» Целевая аудитория: педагоги, недавно вступившие в должность «воспитателя», стаж педагогической деятельности менее 3 лет. Срок пребывания – 3 года Ключевые направления в Образовательной программе: - профессиональное развитие начинающих воспитателей, в частности их быстрое и качественное вхождение в новую должность; - социокультурная адаптация начинающего воспитателя, введение его в коллектив дошкольного учреждения и закрепление на рабочем месте. - расширение и поддержки практики наставничества в МАДОУ № 2 со стороны «Педагоговноваторов», «Педагогов-активистов» Поскольку первые 3 года являются одними из самых сложных, то естественно, что начинающий воспитатель нуждается во всесторонней поддержке всего педагогического коллектива. В каждом ДОУ складываются свои традиции, своя система работы, которая учитывает не только особые образовательные потребности воспитанников, но и Кодекс этики и служебного поведения сотрудников ДОУ. Помочь сориентироваться в основных направлениях работы воспитателя, найти ключ к установлению позитивного контакта с родителями в группе, адаптироваться в коллективе – это основные направления поддержки начинающего педагога в МАДОУ № 2. «Педагоги-новаторы» Целевая аудитория: воспитатели группы от 3 лет, проявляющие инициативность, стремление к повышению уровня собственного профессионального мастерства, самообразованию, внешним мероприятиям муниципального, краевого, федерального уровня. Срок пребывания – бессрочно Ключевые направления в Образовательной программе: - поддержать инициативность воспитателя, определить направление профессионального роста, оказать содействие в овладении современными образовательными технологиями; - способствовать созданию современной образовательной среды в группе Педагога-новатора, с использованием современных образовательных технологий; - повышать профессионализм воспитателя в цифровом пространстве, путем создания электронной странички педагога (сайта), способствовать созданию позитивного имиджа воспитателя. Педагог-новатор – это воспитатель, дающий и осуществляющий новые идеи в педагогической деятельности, генератор-идей. Он стремится реализовывать возникшие идеи в своей практике, стремится к овладению современными образовательными технологиями, реализует их на практике, вносит изменения в развивающую предметно-пространственную среду. «Педагоги-активисты» Целевая аудитория: воспитатели со стажем более 10 лет. Срок пребывания – бессрочно. Ключевые направления в Образовательной программе: - профессиональное развитие «Педагогов-активистов» через посещение ГМО, курсов повышения квалификации, переподготовки; - выстраивание программы «Школы молодого педагога», с организацией открытых занятий, взаимопосещения, консультаций; - расширение и поддержка практики наставничества. Категории Задачи педагогов Формы деятельности Виды отчета 1.Знакомство с коллективом 2.Знакомство с физиологическими Начинающий особенностями детей с (молодой) нарушением зрения Стаж работы менее 4.Изучение методов и 3 лет приемов используемых в 4 педагога МАДОУ реализации АООП №2 1. Посещение Анализ занятия, ведение городской Школы поэтапно-перспективного молодого плана, выбор темы по воспитателя самообразованию, ведение портфолио 5.Практическое применение полученных знаний. 6.Анализ результатов деятельности 1.Поиск и применение новых видов деятельности 2.Обобщение опыта Педагог с опытом Стаж работы более 3 лет 5 педагога МАДОУ № 2 работы Конспекты занятий, 3.Транслирование опыта презентации опыта работы, работы в среде других педагогических Мастер-класс творческие проекты, аналитические справки, коллективов пополнение опыта работы в 4.Позитивно портфолио воспринимают изменения в образовательновоспитательной сфере Педагог с большим 1.Практическое педагогическим Семинары, применение полученных проведение опытом (от 9 лет) знаний ООД, Портфолио, презентация опыта работа, аттестация на первую и высшую категории. 11 педагогов 2.Анализ результатов совместно МАДОУ № 2 деятельности деятельности, 3.Оказание помощи транслирование молодым педагогам опыта (наставничество) работы, 4.Предоставить демонстрация психолого- мастер-классов, педагогическую помощь составление молодым специалистам программ Мы представили модель системы профессионального мастерства педагогов. Она является весьма эффективной, потому что в такой системе педагоги взаимодействуют на всех уровнях. Отметим, что и отследить отношение педагогов к своей работе имеет существенное значение, как для самих педагогов, так и для администрации. Система непрерывного образования педагогов предполагает разработку образовательных программ для групп педагогов, объединенных по личностным качествам, психологической совместимости, по степени заинтересованности. Также для каждого педагога разрабатывается «План-график индивидуальной работы». В современных условиях педагог – это, прежде всего исследователь, обладающий такими качествами, как педагогического педагогическая научное психолого-педагогическое мастерства, интуиция, определенная критический мышление, исследовательская анализ, потребность высокий смелость, в уровень развитая профессиональном самовоспитании и разумном использовании передового педагогического опыта, то есть обладающий сформированным потенциалом. Инновационный потенциал педагога – совокупность социокультурных и творческих характеристик его личности, готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов. Сюда же включаются желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании. Важность проблемы столь велика, что воспитатель должен принять очень ответственное решение о переводе своей деятельности в режим саморазвитии, или, другими словами, выстроить видение проблемы на перспективу. Структура образовательной программы для разных групп воспитателей стандартна. 1) перспективный план 2) содержание каждого занятия; 3) перечень заданий для самостоятельной работы; 4) перечень тем для самостоятельного изучения; 5) формы отчетности. Обладая разным опытом педагогической деятельности (молодые педагоги, опытные и педагогистажисты), в процессе педагогической деятельности необходимо отслеживать качество профессионального мастерства. Для этого мы попытались представить модель повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ. Этапы повышения профессионального мастерства. 1 этап: это мониторинг профессионального мастерства педагогов, отслеживаются слабые и сильные стороны развития педагогического потенциала (Диагностика по программе педагогапсихолога «Психологическое здоровье педагога» (анкетирование (примерные анкеты для оценки потенциала педагога) 2 этап: дифференциация педагогов по степени квалификации, по отношению педагогических кадров к своей работе. 3 этап: на основании этих результатов подбирается форма методической работы с педагогами по повышению профессионального мастерства педагогов. 4.4. Система непрерывного образования по повышению профессионального мастерства педагогов ДОУ Мониторинг качества профессиональных способностей педагога Дифференциация Формы методической педагогов по уровню работы по повышению профессионального профессионального мастерства мастерства Диагностика по программе педагогапсихолога «Психологическое здоровье педагога» (анкетирование (примерные анкеты для оценки потенциала педагога): - «Самооценка личности» (качества личности) - «Готовность педагога к работе в Педагоги – новаторы; инновационном режиме» Педагоги – мастера, - «Развитие профессиональных опытные-активные, способностей» «двигатели»; - «Пути личностного Педагоги – консерваторы; профессионального развития педагога» Педагоги – молодые и др. специалисты. Ряд диагностических методик: -Самоотчеты, творческие отчеты педагога по результатам работы. -Наблюдение за работой воспитателя, специалистов и администрации -Результаты анкетирования родителей на предмет оценки работы педагога. Формы работы: При проведении результата учитывать: 1) Самооценку педагога своей деятельностью 2) Оценку администрации и специалиста 3) Результаты диагностики педагогапсихолога Система повышения квалификации заключается не только в том, чтобы научить педагога, но и в том, чтобы предоставить возможность учить других, а, следовательно, и повышать свою квалификацию. Поэтапно педагогам следует оценивать профессиональные способности педагога, с целью последующей коррекции и выбора правильного пути развития. Целью повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ является поэтапное, систематическое развитие потенциала педагогов. 5. План мероприятий повышения квалификации педагогов МАДОУ № 2 Цель: создание эффективной системы повышения квалификации педагогических кадров, ориентированных на формирование успешной, здоровой, социально адаптированной личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, владеющей необходимыми знаниями для дальнейшего бучения с учетом индивидуальных способностей Направление Задачи Исполнители деятельности Сроки 2022 2023 2023 2024 1.Систематизировать нормативные правовые документы проведения аттестации работников 1.Создание нормативной правовой ДОУ. Заведующая, основы повышения квалификации 2.Разработка работников ДОУ. актов и локальных зам.зав по обновление ВМР должностных инструкций, регламентирующих деятельность ДОУ и педагогических кадров. 2.Разработка индивидуальных - Проведение самоанализа планов профессионального роста и достижений воспитателей и перспективных планов для определение личных потребностей разных сотрудников разработка в и Составление стажевых групп обучении, повышения квалификации реализация педагогов Заведующая, зам.зав ВМР по + + + + образовательной программы - Работа над «Школа начинающего педагога» персональными темами по самообразованию педагогов - Своевременное обучение всех сотрудников: *на курсах повышения квалификации, *на городских и областных семинарах (вебинарах). - .Апробация новых форм повышения квалификации сотрудников 3.Разработка и реализация (дистанционное обучение, образовательных программ вебинары и др.) «Педагог-новатор», «Педагог- - Увеличение количества активист» работников имеющих Заведующая, зам.зав по + + ВМР квалификационные категории (первую, высшую). - Участие в семинарахпрактикумах, выступления на педагогическом совете (на уровне учреждения); - Городские и областные конференции и семинары, МО; - Участие в конкурсах профессионального 4. Трансляция опыта педагогов педагогического через: мастерства, мастер- классы; - Организация наставничества; - Ведение Портфолио (документ профессиональных достижений); - Печатные издания, сайт детского сада и другие + Заведующая, зам.зав ВМР по + + + + + + + + + + + + + + + + + Интернет-сайты и цифровые образовательные ресурсы. - .Анализ деятельности коллектива по программе 5.Выявление проблем связанных с организацией системы повышения квалификации. педагога-психолога Заведующая, «Психологическое зам.зав здоровье педагога» ВМР, по + + + + - Разработка дальнейших психолог путей повышения квалификации 6. Содержание и реализация Программы Программа, рассчитана на 4 учебных года, включает в себя три этапа. Первый этап 2019-2020 Целью является активное стимулирование мотивации педагогов, развитие у них адекватного представления о собственной деятельности и профессиональной мобильности, необходимой для самореализации в профессии. Он включает следующие мероприятия: - анализ и обобщение имеющегося в учреждении опыта работы по заявленной теме; - психолого-педагогический мониторинг способностей педагогов; - формирование мотивационной готовности родителей к участию в конкурсах; - включение в процесс планирования педагогов дошкольного образовательного учреждения, что способствует: Второй этап 2020-2021 2021-2022 Третий этап 2022-2023 Работа по раскрытию перед педагогами новых возможностей самореализации, повышающих их ценность как Заключительный этап, цель профессионалов. которого - закрепление -оформление конкурентоспособности сотрудников позитивного ДОУ в широких педагогических педагогического опыта, кругах. подлежащего Проводится оценка результатов распространению; работы всех участников программы -участие педагогов, на основании самоанализа), детского коллектива и обрабатываются и оформляются все родителей в конкурсах материалы, создается методическое образовательной пособие для внедрения данной системы разного уровня; модели в практику работы -мастер-класс по представлению и защите профессионального опыта педагогов на мероприятиях разного уровня; дошкольного учреждения. -повышению у педагогов -подготовка фото- и личной заинтересованности в видеоматериалов для реализации конкурсной достижения личностных деятельности; целей и целей -развитию активности и учреждения в целом; организаторских способностей -помощь в подготовке педагогов ДОУ и созданию презентаций созданной положительного микроклимата. методической продукции - проведение тестирования, и творческих отчетов о обучающих занятий, семинаров результатах работы; для педагогов с целью -представление повышения их материалов творческого профессиональной мотивации, труда на заседаниях творческой инициативности и педагогического совета формирования умения ДОУ; социального позиционирования -проведение открытых себя в профессии; мероприятий для -разработка тематики и педагогов городской определение направлений образовательной проекта на основе содержания системы. конкурсной деятельности. 7. Организационно - методическое сопровождение программы Для выявления способностей педагогов к развитию проводим диагностику: - Диагностика по программе педагога-психолога «Психологическое здоровье педагога» - «Самооценка личности» (качества личности) - «Готовность педагога к работе в инновационном режиме» - «Развитие профессиональных способностей» - «Пути личностного профессионального развития педагога» и др. По результатам составляем итоговую таблицу, где продумываем систему работы с педагогами. Все это помогает нам спланировать предварительную работу, подготовить коллектив к реализации программ. Подобранные в них практические занятия помогут организовать самообразование педагогов и повысить его эффективность. Участвуя в занятиях, педагоги могут самостоятельно выстроить свою деятельность по приобретению новых знаний. Одним из компонентов в данной Программе «Повышение профессионального мастерства педагогов» является программа педагога-психолога «Психологическое здоровье педагога». Цель которой, оказание технической поддержки. Проведение тренингов, во время которых педагоги как бы проживают все этапы (мастер-класс, конкурсное занятие, публичная консультация, самоанализ), получают ответы на интересующие их вопросы. Целый цикл занятий посвещается психологической подготовке к участию в испытаниях: отрабатывать навыки публичного выступления, искать способы эффективного воздействия на аудиторию, такие как имидж - это визитная карточка конкурсанта. Такие занятия помогают участникам быстрее адаптироваться к условиям проведения городских мероприятий, аттестации на первую и высшую категорию. 8.Формы методической работы ДОУ по повышению профессионального мастерства педагогов Группы методических форм повышения квалификации педагогов в ДОУ Коллективные - Научно-методический семинар - Открытый показ (непосредственно образовательная деятельность) -Научно-практическая конференция -Педагогический совет ДОУ -Методическая выставка -Аукцион методических идей (находок) -Деловая игра -Конкурс профессионального мастерства - Групповые Индивидуальные -Собеседование - Диспут (дискуссия) -Самоанализ - «Круглый стол» -Консультация - Творческая группа -Самообразование -Взаимопосещения педагогами -Курсовая открытых занятий переподготовка - Педагогический консилиум -Авторская работа - Проблемная группа -Тренинг - Методобъединения -Презентация -Педагогическая мастерская авторской программы -Мастер-класс и др. -Наставничество -Участие в проектных группах -Стажировка Критериями эффективности методической работы являются результативные показатели: -уровни педагогического мастерства; -активность педагогов; -соотношение педагогов, имеющих первую и высшую категорию.